Губительная отчётность Рослесхоза
Объёмы бумаготворчества и разнообразной отчётности в лесном хозяйстве в последние годы неуклонно растут, констатирует Лесной форум Гринпис России.
В настоящее время объёмы отраслевой отчётности таковы, что если бы все необходимые для её составления данные собирались добросовестно, для этой работы не хватило бы сил всех оставшихся руководителей и специалистов лесного хозяйства, даже если бы они ничем другим не занимались.
Фактически мы имеем дело с административным вредительством: установленные требования к отраслевой отчётности таковы, что их полное выполнение способно окончательно убить лесное хозяйство, полностью парализовать деятельность региональных органов управления лесами, лесничеств и лесопарков. Лишь благодаря тому, что многие данные берутся «с потолка», руководителям и специалистам на местах удаётся высвободить какое-то время для работы в лесном хозяйстве.
Наибольшее количество данных собирается федеральными органами управления лесами в рамках так называемых «отчётов об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» (ОИП), формы которых утверждены приказом Рослесхоза от 27 июня 2011 года № 245. Наибольший объём в этих отчётах придают данные, собираемые по конкретным лесопользователям (форма 24-ОИП). Количество показателей в формах ОИП очень сильно зависит от конкретного субъекта РФ (прежде всего от количества лесных участков в этом субъекте, предоставленных в пользование) и от времени года — в конце года объёмы отчётности увеличиваются. В среднем субъект РФ за месяц (если учесть все ежемесячные показатели, а количество квартальных и годовых поделить, соответственно, на 3 и 12) собирает и представляет в отчётах об исполнении полномочий более 20 тысяч показателей (считая показатели по конкретным лесопользователям).
Второе место по объёму собираемой информации занимают отчёты, связанные с лесными пожарами. Постановлением Правительства РФ № 687 от 18 августа 2011 г. «Об утверждении правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах» определяется, какая информация о лесных пожарах должна представляться ежедневно, ежемесячно и ежегодно, а конкретные требования к этой информации определяются «Порядком формирования и представления оперативной информации об охране лесов от пожаров региональными пунктами диспетчерского управления лесным хозяйством субъектов Российской Федерации в Центр мониторинга пожарной опасности ФГУ «Авиалесоохрана» в 2011 году», утверждённым ФГУ «Авиалесоохрана» 2 марта 2011 года. Наибольший объём в этих отчётах занимают данные по каждому конкретному пожару (так называемые «форма 27» и «форма 28»). В среднем в течение пожароопасного сезона средний субъект РФ за месяц собирает и представляет в отчётах о пожарной опасности и лесных пожарах более шести тысяч показателей (считая показатели по конкретным пожарам).
Третье место по объёму информации занимают разнообразные документы, собираемые от органов управления лесами, лесничеств, лесопарков и лесопользователей в ходе так называемой «Государственной инвентаризации лесов». В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2011 № 207, в ходе проведения ГИЛ собираются в том числе «договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчёты об использовании лесов, данные статистической отчётности и иные материалы». Эта формулировка не позволяет точно назвать количество документов, которые собираются специально для ГИЛ, но в пересчёте на средний субъект РФ и на месяц количество содержащихся
в них показателей, оценочно, исчисляется тысячами.
Кроме того, Рослесхоз, его территориальные органы и подведомственные организации собирают множество разнообразных разовых справок, отчётов и других информационных документов. По сведениям, которые удалось получить в отдельных субъектах Российской Федерации, количество разнообразных отчётных документов, не входящих в вышеперечисленные (т. е. не входящих в ОИП, стандартную лесопожарную отчётность и не связанных с проведением ГИЛ), составляет около 70 в год. Это могут быть как совершенно самостоятельные справки и отчёты, так и документы, разъясняющие и детализирующие показатели, входящие в ОИП или лесопожарную отчётность.
Но разнообразную отчётность с региональных органов управлений лесами и подведомственных им организаций собирают не только Рослесхоз, его территориальные органы и организации, но и другие федеральные органы исполнительной власти (Росстат, МЧС, прокуратура и т. д.), а также региональные органы власти. По неофициальным сообщениям многих руководящих работников лесного хозяйства, которым приходится с этой отчётностью постоянно сталкиваться, объёмы «вневедомственной» отчётности сравнимы с объёмами «ведомственной», причём разным ведомствам и организациям нужна разная информация, и отчитаться перед всеми одними и теми же документами, как правило, не получается.
Основные формы и виды отчётности, собираемые Рослесхозом, его территориальными органами и подведомственными организациями с органов управления лесами субъектов Российской Федерации
Отчёты об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (формы ОИП и справки к ним):
Сведения о подготовке лесного плана субъекта РФ (форма 1-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков (форма 2-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения об органах управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации (форма 3-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда (форма 4-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о правовом регулировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий в области лесных отношений (форма 5-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о лесных пожарах по классификации земель лесного фонда по целевому назначению лесов и видам пожаров (форма 6-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о возникновении лесных пожаров, их ликвидации и эффективности тушения по целевому назначению лесов (форма 7-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о плотности загрязнения земель лесного фонда радионуклидами, проведении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и использовании лесов в зонах радиоактивного загрязнения (форма 8-ОИП, составляется ежегодно);
Потери лесного хозяйства вследствие лесных пожаров (форма 9-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения об очагах вредителей и болезней леса (форма 10-ОИП, составляется дважды в год);
Сведения о вводе молодняков в категорию хозяйственно-ценных насаждений и переводе лесных культур в покрытые лесной растительностью земли (форма 11-ОИП, составляется ежегодно);
Справка: Сведения о переводе лесных культур в покрытые лесом земли по годам закладки лесных культур последнего десятилетия (справка к 11-ОИП, составляется ежегодно);
Сведения об отводе лесосек и рубках лесных насаждений (форма 12-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (форма 13-ОИГГ, составляется ежеквартально);
Сведения о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений (форма 14-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров, в которых содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (форма 15-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям (форма 16-ОИП, составляется ежеквартально);
Справка: Расчёт средней платы и средней минимальной ставки за единицу объёма лесных ресурсов или единицу площади лесного участка (справка к 16-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о поступлении платы за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации (форма 17-ОИП, составляется ежемесячно);
Справка о недоимках в федеральный бюджет России платы за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (справка к 17-ОИП, составляется ежемесячно);
Справка о недоимках в федеральный бюджет России платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы (справка к 17-ОИП, составляется ежемесячно);
Справка о недоимках в федеральный бюджет России прочих поступлений от денежных взыс-каний (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в федеральный бюджет (справка к 17-ОИП, составляется ежемесячно);
Справка о недоимках в федеральный бюджет России денежных взысканий (штрафов) за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности (справка к 17-ОИП, составляется ежемесячно);
Сведения о численности и заработной плате работников (форма 18-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о предоставлении информации из государственного лесного реестра (форма 19-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах (форма 20-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о нарушениях лесного законодательства (форма 21-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о взыскании ущерба и привлечении к ответственности за нарушения лесного законодательства (форма 22-ОИП, составляется ежеквартально);
Отчёт о результатах проведённых ревизий и проверок расходования средств субвенций в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (форма 23-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения об использовании лесных участков, предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное), безвозмездное срочное пользование (форма 24-ОИП, составляется ежеквартально);
Сведения о ведении производства по делам об административных правонарушениях за нарушение лесного законодательства (форма 25-ОИП, составляется ежеквартально).
Информация о пожарной опасности в лесах и ситуации с лесными пожарами:
Сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки, в том числе о классе пожарной опасности по условиям погоды, о количестве, площади и состоянии лесных пожаров, о лесопожарных формированиях, пожарной технике и оборудовании, осуществляющих тушение лесных пожаров, об имеющемся в наличии резерве пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря — представляются ежедневно;
Отчёты о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, включая сводную информацию о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, информацию о деятельности лиц, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, и наличии необходимых материальных средств — представляются ежемесячно;
Годовой отчёт о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, включая сводную информацию о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, информацию
о деятельности лиц, осуществля-ющих работы по тушению лесных пожаров, финансовых затратах на тушение лесных пожаров и оценку ущерба, причинённого лесными пожарами, — представляются ежегодно.
Для сбора этой информации в основном используются следующие отчётные формы:
Сведения о ликвидации лесного пожара (форма 27);
Оперативное сообщение о действующих лесных пожарах (форма 28);
Оперативное сообщение о крупных лесных пожарах (форма 29);
Контрольные и корректирующие сообщения по форме 28;
Отчёт о текущих затратах на охрану лесов от пожаров в субъектах РФ;
Отчёт о наличии ресурсов для тушения лесных пожаров;
Сводный план профилактических выжиганий на территории субъектов РФ;
Сведения о проведении профилактических выжиганий на территории лесничеств субъектов РФ.
«Лесная газета».
Дата публикации: 21 ноября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №
Другие новости по теме:
- Изменилась форма Налоговой декларации по налогу на имущество организаций
- Проекты двух методик
- Финансирование отменяется?
- Чтобы в лес не всякий лез
- КАК ПОДТВЕРДИТЬ ЗАТРАТЫ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ?
Сообщить о ошибке