Отчётность прежде всего?

Минприроды России подготовило проект приказа «Об утверждении состава и формы предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах», которым должны быть утверждены ежедневные, ежемесячные и ежегодные формы сведений о лесопожарной обстановке (в общей сложности шесть разных форм!). 
Новая отчётность похожа на старую, действующую сейчас. Однако с учётом того, что это новый документ и действовать он будет в новых условиях, когда у лесного хозяйства, скорее всего, будет ещё меньше сил и возможностей для борьбы с лесными пожарами — к нему стоит внимательно присмотреться. С проектом документа можно ознакомиться на специальном сайте для общественного обсуждения. 
Первое, что бросается в глаза даже при беглом знакомстве с этим документом — явно чрезмерный объём отчётной информации, предоставляемой ежедневно по каждому лесному пожару, даже самому маленькому и не представляющему собой чрезвычайную ситуацию. Согласно приложению 1
к проекту органы управления лесами субъектов РФ должны будут по каждому лесному пожару ежедневно отчитываться по 46 показателям. Какие-то из этих показателей можно определить довольно просто; для каких-то придётся дёргать и отвлекать от работы руководителя тушения пожара или кого-то ещё, непосредственно занятого тушением; а для некоторых может потребоваться специальное расследование, если, конечно, тот, кто заполняет отчёт, не решит взять данные «с потолка». 
Перечень показателей, которые придётся указывать в ежедневной отчётности по каждому (без исключения) пожару, приводится в конце сообщения (отметим, что это касается только одной формы из шести — остальные тоже весьма обширны).
Зачем на федеральном уровне нужна такая детальная отчётность по каждому пожару — совершенно непонятно. Во-первых, в реальности на федеральном уровне просто не осталось достаточного количества специалистов, чтобы весь этот объём информации анализировать и как-то использовать почти в режиме реального времени. Во-вторых, федеральные органы исполнительной власти никак не участвуют в тушении подавляющего большинства лесных пожаров, особенно мелких, не относящихся к ЧС. В-третьих, при современном развитии методов дистанционного мониторинга пожаров федеральные органы власти могут получить с помощью этих методов гораздо более системную, единообразную и оперативную информацию обзорного характера о лесопожарной обстановке, чем та, которая собирается ими с помощью стандартной статистической отчётности.
При этом на подготовку столь обширной отчётности тратятся и неизбежно будут тратиться в будущем колоссальные силы, которых в течение пожароопасного сезона остро не хватает для тушения и для координации задействованных в тушении сил. 
Сокращение лесопожарной отчётности до разумных пределов (например, предоставление на федеральный уровень в ежедневном режиме только обзорной информации о пожарах и детальных сведений о крупных и катастрофических пожарах, требуюих переброски федерального резерва) могло бы высвободить серьёзные силы, для которых в течение пожароопасного сезона точно нашлось бы полезное дело.
Антон СЕРОВ.


Дата публикации: 17 ноября 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №18(142)
Теги: Законодательство, Пожары



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий