Проекты двух методик

Министерство природных ресурсов и экологии РФ, с мая нынешнего года вновь получившее в своё ведение леса, подготовило два документа, касающихся лесных пожаров.
Первый — проект приказа об утверждении «Методики инструментального замера площади лесного пожара». Существование этой методики предусматривается Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах
и лесных пожарах, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 687.
Второй документ — проект «Методики осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах», предусмотренной Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 687.
Разработать и утвердить эти методики должно было Федеральное агентство лесного хозяйства, но оно своевременно с этой задачей не справилось. Теперь методики будут утверждаться скорее всего приказом МПР, хотя проект их был разработан в Рослесхозе.
Предлагаемый Рослесхозом и МПР проект «Методики инструментального замера площади лесного пожара» основывается на вышеупомянутом постановлении Правительства РФ и наследует от него ряд серьёзных ошибок. Самой главной из них является то, что как Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, так и Методикой инструментального замера площади лесного пожара предусматривается возможность замера площади пожара только наземными или авиационными методами. Для небольших пожаров это не создаёт сколько-нибудь серьёзных проблем — их этими методами достаточно легко измерить с приемлемой степенью точности без чрезвычайных расходов на проведение измерений. А вот измерение площади крупных лесных пожаров (площадью 50-100 тысяч гектаров и более) наземными или авиационными методами может оказаться неподъёмной по цене и трудозатратам задачей. В таких случаях применение космической съёмки высокого разрешения для картирования контуров гари с выборочной наземной верификацией могло бы дать вполне точные результаты при многократно меньших затратах труда и времени, но такая возможность методикой не предусматривается. Скорее всего это приведёт к тому, что площади многих пожаров просто не получится измерить инструментально с соблюдением всех установленных методикой требований.
Ситуация существенно осложняется тем, что на инструментальное измерение площади лесного пожара даётся только один месяц (с момента ликвидации пожара).
С учётом того, что вышеупомянутым постановлением Правительства РФ на экспертную оценку данных субъекта РФ о пожарах и на возможные последующие объяснения субъекта РФ даётся шесть дней, реальный срок, в течение которого возможно проведение инструментального замера, сокращается ещё сильнее. Какими будут правовые последствия непроведения инструментального замера площади в этот срок — пока не вполне понятно, но органы государственной власти субъекта РФ скорее всего смогут избежать ответственности за искажение данных о лесных пожарах по формальным основаниям. Кроме того, установление месячного ограничения на инструментальное измерение площади чаще всего будет вести к необходимости проведения измерений ещё до конца пожароопасного сезона, что может потребовать отвлечения больших сил и средств, в том числе авиации, от борьбы с пожарами — а это вряд ли можно считать разумным. Наконец, на такое отвлечение проверяющие могут просто не решиться, и в итоге контроль за достоверностью сведений о лесных пожарах по-прежнему осуществляться не будет.
Методикой предусматривается выборочное инструментальное измерение площадей лесных пожаров (от четырёх до десяти на тот субъект РФ, данные которого проверяются). В эту выборку должны быть включены пожары, которые были выявлены системой ИСДМ-Рослесхоз, но не отражены в отчётности субъекта РФ, или пожары, по которым разница между данными ИСДМ и субъекта РФ максимальна. К сожалению, методикой не определяется, каким пожарам даётся предпочтение или какова должна быть доля тех и других, что потенциально создаёт возможность сокрытия масштабов искажения данных о пожарах. Например, если в выборку включить исключительно малые и средние пожары, учтённые ИСДМ и не учтённые субъектом РФ, можно снизить инструментально выявленные масштабы сокрытия лесных пожаров до нескольких десятков или первых сотен гектаров, в то время как разница в площади крупнейших пожаров по данным ИСДМ и субъекта РФ может исчисляться в отдельных субъектах РФ сотнями тысяч или даже первыми миллионами гектаров.
С учётом перечисленных недостатков методика будет работать скорее всего с большими ограничениями или даже не будет работать вовсе. Как бы то ни было, с учётом действующих требований к разработке и утверждению нормативно-правовых актов, эта методика вступит в силу в лучшем случае в самом конце пожароопасного сезона и в нынешнем году использоваться вряд ли будет. В лучшем случае ею можно будет воспользоваться в следующем году.
Что касается «Методики осуществления оперативного конт-роля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах», то она определяет, каким образом должен осуществляться контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах по погодным условиям (эта часть не представляет никакого практического интереса) и сведений о количестве и площади лесных пожаров. При этом в методике, вопреки действующему законодательству, под площадью лесного пожара понимается площадь покрытых лесом земель, пройденных огнём. Согласно сложившейся практике, а также согласно ГОСТ 17.6.1.01-83 «Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения» (который последний раз переиздавался в 2010 году и в настоящее время действует), под лесным пожаром понимается пожар, распространяющийся на лесной площади. Лесная площадь и покрытая лесом площадь — это разные понятия (покрытая лесом площадь входит
в состав лесной площади). Разница в определении площадей лесных пожаров за счёт смешения этих двух понятий может быть весьма значительной — за счёт включения или невключения в площади лесных пожаров прогорающих вырубок, гарей, несомкнувшихся молодняков и лесных культур.
Методика предусматривает контроль двух показателей, характери-зующих ситуацию с лесными пожарами: количества пожаров и площади. Проект содержит ряд технических ошибок — например, для сравнительной оценки предла-гается разделить показатель 3 (лесопокрытая площадь, пройденная пожарами за сутки по данным ИСДМ) на показатель 2 (количество лесных пожаров по данным ИСДМ) и таким образом посчитать отклонение. Очевидно, что это просто техническая ошибка, и имелось в виду сравнение данных ИСДМ с данными субъекта РФ. Согласно Методике, данные субъекта РФ считаются достоверными, если данные ИСДМ отличаются от них не более чем на ±30%. Это в принципе разумно, поскольку примерно соответствует более или менее общепризнанной точности определения площадей лесных пожаров с использованием космических снимков типа MODIS.
Но вот смысл той части заключительного пункта методики, которая, по всей видимости, касается контроля за средней площадью лесного пожара, понять пока не удалось. Выглядит она так: «данные уполномоченного органа признаются достоверными, если... средняя площадь, пройденная огнём на один действующий пожар (показатель № 3 разделить на показатель № 2), меньше 150 га при отклонении по абсолютной величине не более 1000 га».

Дата публикации: 5 сентября 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №13(118)
Теги: Законодательство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий