Поправки в Лесной кодекс

Если токарь «запорет» деталь, за эту работу ему не заплатят, лишат премии, ещё и позора не оберёшься. Над Лесным кодексом без устали трудились десятки «крупных» специалистов, кодекс прошёл через «сито» Госдумы и Совета Федерации. И в результате получили бракованную бумажную болванку. Несколько лет действия Лесной конституции показали, что документ сделан наспех, людьми непрофессиональными.

В результате в Лесной кодекс вносятся всё новые и новые поправки. Не осталось в стороне от законотворческой работы над поправками в Лесной кодекс и министерство ПР и ЛПК Архангельской области, причём не по своей воле, а по решению выездного заседания комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, прошедшего в Архангельске. Тема того заседания – «Законодательное обеспечение охраны окружающей среды, сохранения и использования окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в действующем лесном законодательстве».

На съезде лесоводов в Архангельске консультант юридического отдела министерства ПР и ЛПК Архангельской области Фёдор Титов ознакомил собравшихся с предложениями о внесении изменений в лесное законодательство.

По словам Фёдора Владимировича, анализируя современный сырьевой потенциал лесов Архангельской области, можно с уверенностью сказать, что основными задачами в лесопереработке в ближайшие 30-40 лет станут:

- развитие целлюлозно-бумажного направления и производств-утилизаторов лиственной древесины;

- поддержание мощностей хвойного лесопиления за счёт рационального использования и совершенствования технологий распиловки древесины.

На сегодняшний день приоритетной задачей лесоуправления является создание условий для восстановления лесосырьевого потенциала Архангельской области. На первый план выходит целевая задача развития лесного хозяйства как отрасли экономики, которая более всего нуждается в крупных инвестициях.  

Среди ключевых задач:

- интенсификация лесовыращивания;

- исключение необоснованной гибели лесов от пожаров и других воздействий природного и техногенного характера;

- рациональное использование древесного сырья;

- отказ от монопользования.

Для решения поставленных задач необходимы: согласие участников лесных отношений, поддержка общества; развитая лесная инфраструктура; долгосрочное планирование экономических показателей лесохозяйственного производства и лесопользования. И всё это должно обеспечиваться лесным законодательством.

Лесной кодекс принят в конце 2006 года, вступил в действие с 1 января 2007 года, действует 4 года и 9 месяцев. За этот период в него внесено 11 пакетов поправок, изменению подверглись 106 статей, внесено более 150 поправок.

Количество принятых подзаконных актов и поправок к ним трудно поддаётся учёту. Количество предлагаемых поправок в лесное законодательство не уменьшается.

Так будет продолжаться до тех пор, пока не будут устранены основные противоречия, заложенные в Лесном кодексе:

- между природой леса, принципами его использования, охраны, защиты и воспроизводства как ресурса;

- между целями лесоуправления (целями ведения лесного хозяйства) и монопользованием по отдельным участкам;

- между рыночным подходом к лесопользованию и способом установления платы за пользование лесами.

Концептуальным противоре-чием Лесного кодекса является то, что он определяет леса как экосистему или как ресурс (ст. 5 ЛК). Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из этого понятия о лесе. Всем хорошо известно, что лес – это экосистема, составными частями которой является древостой, кустарниковая, травянистая растительность, животный мир, почва (источники материальных ресурсов), обладающая определёнными средообразующими свойствами (нематериальные ресурсы – функции леса).

Необходимо признать, что мы не осваиваем леса (ст. 12 ЛК), а ведём в лесах хозяйство, т. е. оказываем активное воздействие на лес или отдельные его компоненты с целью простого или расширенного воспроизводства лесных ресурсов.

Важнейшей составляющей ведения лесного хозяйства является лесная инфраструктура. Без неё невозможно обеспечить воспроизводство, охрану и защиту лесов, вести эффективное лесопользование.

Предлагается внести в статью 13 «Лесная инфраструктура» следу-ющие изменения:

Лесной кодекс выделяет защитные леса. При этом существенно ограничивается использование защитных лесов, т. е. ограничивается получение дохода с этих лесов. Хотя затраты на их содержание и воспроизводство могут значительно превышать затраты на содержание и воспроизводство эксплуатационных лесов. В реальности защитные леса являются видом пользования, используются не сырьевые ресурсы леса, а экосистемные свойства – функции леса. В защитных лесах хозяйство должно вестись именно на воспроизводство этих функций. Предлагается признать защитные леса видом пользования и внести это положение в часть 1 статьи 25, в следующей формулировке: «Использование средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций леса».

Эффективное управление лесами в соответствии с требованиями времени невозможно без отработки новых форм и методов лесоуправления, новых технологий изъятия лесных ресурсов (рубки леса), новых видов рубок и т. д. Пункт 7 ч. 1 ст. 25 определяет «Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности» как вид использования лесов. Однако возникают множественные противоречия со статьёй 87 «Лесохозяйственный регламент», которая определяет, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Правила лесопользования, лесовосстановления довольно жёстко регламентируют процессы. Таким образом, невозможно проводить научно-исследовательскую деятельность, взяв леса в аренду для использования в научно-исследовательских целях.

Предлагается внести в Лесной кодекс статью 40.1 «Инновационные лесные хозяйства». Целью инновационных лесных хозяйств будет отработка новых форм и методов лесоуправления, новых технологий, их апробация, что и бу-дет продукцией таких хозяйств.

Одним из ключевых условий эффективности ведения лесного хозяйства является лесная инфраструктура и в частности лесные дороги. Объём ежегодной заготовки древесины с 1 га лесной площади прямо пропорционален протяжённости дорог. В законодательстве РФ не определены:

классификация лесной транспортной инфраструктуры;

механизмы финансирования строительства лесной транспортной инфраструктуры;

нормативы строительства и нормативы затрат на строительство и эксплуатацию объектов лесной транспортной инфраструктуры;

права собственности на лесные дороги, порядок использования лесных дорог их собственником и лесопользователями.

Пункт 1 статьи 13 «Лесная инфраструктура» записать в следующей редакции: «В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов создаётся лесная инфраструктура».

Лесной кодекс возлагает обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов на лесопользователя, не определяя при этом источника финансирования мероприятий. Нужно понимать, что финансовые затраты на лесное хозяйство, особенно на воспроизводство, являются долговременными инвестициями в основные средства. Лесопользователь будет нести затраты на воспроизводство лесов лишь в том случае, когда будет обеспечен гарантированный доход от этих вложений. Что не обеспечивается действующим законодательством. Кроме того, Лесной кодекс признаёт объектами капитального вложения только объекты лесной и лесо-перерабатывающей инфраструктуры. Инфраструктура переработки недревесных продуктов леса, инфраструктура природного туризма не признаются ЛК объектами капитальных вложений.

Необходимо внести изменения в статью 22, предварительно переименовав её «Инвестиционная деятельность в лесном хозяйстве и лесопользовании».

От редакции

Больше всего удручает, что за разработку негодного Лесного кодекса бракоделы получили весьма порядочную зарплату, и совесть их не мучает, и позора они не натерпелись. Наверное, стыд им неведом...


Дата публикации: 3 октября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий