ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ: КРИЗИС КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, ПУТИ ВЫХОДА

(Окончание. Начало в № 12 (98))

При обучении студентов в лесных университетах, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, областных центрах, такого эффекта не наблюдается, так как значительная часть студентов за время пятилетнего обучения и проживания в больших городах теряют интерес к будущему трудоустройству в провинции, в сельской местности.

 

Для того, чтобы учреждения высшего и среднего профессионального лесного образования смогли присоединиться к прово димому эксперименту, необходимо, используя результаты последнего, осуществить следующие мероприятия.

 

1. Представить Правительству Российской Федерации результаты специально проведённого мониторинга состава кадров в органах управления лесами в субъектах Российской Федерации с оценкой соответствия уровня образования руководителей и специалистов тем требованиям, которые предъявляются к работникам, исполняющим государственные функции и предоставляющим государственные услуги.

 

С передачей полномочий в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральное агентство лесного хозяйства утратило контроль за кадровой политикой и не имеет информации
о составе кадров, занятых в системе государственного управления лесами на региональном уровне, получаемой оперативным путём или в виде статистической отчётности.

 

По данным, которыми распо лагает федеральное автономное учреждение Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ФАУ ВИПКЛХ), при ежегодном обучении лишь около тысячи человек названного персонала, примерно одна треть обучаемых, имеют квалификацию по диплому и стаж работы в системе государственного управления, которые позволяют эффективно осуществлять возложенные на них обязанности по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг.

 

2. Создать учебно-методическое обеспечение реализации программ прикладного бакалавриата по направлению «Менеджмент (государственное и муниципальное управление)» с обязательным введением в учебный план дис циплин, дающих теоретические и практические знания в области государственного управления лесами.

 

Речь идёт о подготовке и издании учебников и учебных пособий, а также материалов, необходимых для обучения студентов навыкам практической работы в лесу.

 

Важнейшей задачей на этом направлении должна стать переподготовка кадров преподавателей лесхозов-техникумов и лесных колледжей в высших учебных заведениях, имеющих опыт обучения студентов по программам, предоставляющим квалификацию в сфере государственного и муниципального управления.

 

Роль учебного центра по учеб но-методическому обеспечению создания и развития прикладного бакалавриата на базе учреждений среднего профессионального образования может выполнить ФАУ ВИПКЛХ, который в течение по-следних 15 лет на базе лицензион ной и аккредитованной программы переподготовки государственных гражданских служащих в системе дополнительного образования «Государственное строительство и управление» подготовил 160 руководителей и специалистов для федеральных и региональных органов управления лесами, в том числе 27 – методом дистанционного обучения.

 

Всем выпускникам данной программы предоставлена возможность работать на должностях государственной гражданской службы.

 

В настоящее время достигнута договорённость в рамках соглашения ФАУ ВИПКЛХ с Северным (Арктическим) федеральным университетом (г. Архангельск) адаптировать программы вузовского бакалавриата по направлению «Менеджмент» (профиль: государственное и муниципальное управление) к потребностям лесного образования для сектора рынка труда «Государственное управление лесами».

 

Речь идёт о различных вариантах участия ФАУ ВИПКЛХ в подготовке бакалавров в Северном (Арктическом) федеральном университете, таких как ведение в университете занятий преподавателями института и краткосрочное обучение студентов в институте с проведением зарубежных стажировок.

 

Для становления и развития прикладного бакалавриата в уч реждениях среднего профессио- нального лесного образования будет своевременной и нужной реализация проекта технического содействия «Укрепление кадро вого потенциала региональных органов управления лесами в Российской Федерации», финансируемого Продовольственной и Сельскохозяйственной Организацией Организации Объединённых Наций (ФАО ООН), программой которого предусмотрено изучение зарубежного опыта в организации государственного управления лесами.

 

3. На законодательном уровне создать и реализовать механизм профессиональной аккредитации руководителей и специалистов, исполняющих государственные функции и предоставляющих государственные услуги в органах государственного управления лесами.

 

Профессиональная аккредитация должна содействовать проведению эффективной кадровой политики в государственном управлении лесами через постоян ный контроль за поддержанием руководителями и специалистами требуемых профессиональных компетенций, что приобретает особое значение в условиях, когда основные полномочия в сфере лесных отношений исполняют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а ответственность за состояние лесов несёт их собственник – Российская Федерация.

 

На этом направлении полезным может стать изучение опыта Канады, в частности её провинции Британская Колумбия, где все руководители и специалисты в структурах государственной лесной службы проходят профессиональную аккредитацию, осуществляемую независимой экспертной комиссией с использованием тестового контроля знаний и навыков в совокупности с анализом тех результатов, которые достигнуты аккредитуемым работником при выполнении им должностных обязанностей. Результаты аккредитации удостоверяются присвоением соответствующих категорий, показывающих уровень профессионализма.

 

В нашей стране аккредитацию руководителей и специалистов в органах управления лесами в субъектах Российской Федерации должны проводить экспертные комиссии, сформированные Федеральным агентством лесного хозяйства и его территориальными органами из числа ведущих специалистов в сфере государственного управления, науки, образования и частного бизнеса.

 

Порядок подготовки и про ведения аккредитации руководителей и специалистов органов управления лесами в субъектах Российской Федерации должен устанавливаться соответствующим нормативным документом, ут верждаемым Правительством Рос-сийской Федерации.

 

Вышеизложенные мероприя-тия должны стать основой для разработки и утверждения Межведомственной концепции развития лесного образования, которое должно не только преодолеть существующий кризис кадровой политики в сфере государственного управления лесами, но и создать условия для инновационного развития всех отраслей лесного комплекса.

 

Поскольку любое образование, а особенно –лесное, консервативно в своём развитии, принятие такой концепции должно стать безотлагательной мерой при формировании долгосрочной стратегии развития лесного комплекса.

 

Межведомственную концеп цию развития лесного образования нельзя подменять малопро думанными административными действиями по интеграции или дезинтеграции учебных заведений, переводу их из подчинения одного ведомства другому.

 

Успехи лесного образования, как и лесной науки, зависят в основном от интеллектуального потенциала, которым они располагают, а не от ведомственной под чинённости учебных и научных заведений.

 

А. П. ПЕТРОВ,
ректор ФАУ ВИПКЛХ,
профессор, д. э. н.

 

 

 



Дата публикации: 19 сентября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №

Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий