КАДРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Прошло более десяти лет с тех пор, когда принятый в 2006 году Лесной кодекс создал на рынке труда публичный сегмент, представленный работниками органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лесных отношений, призванных, будучи свободными от выполнения хозяйственных функций, выполнять переданные Российской Федерацией административные полномочия.

Особое место в созданной региональной системе государственного управления лесами занимают лесничества, являющиеся согласно статье 23 Лесного кодекса территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

По состоянию на 2015 год в субъектах Российской Федерации работало более 1,5 тыс. лесничеств с количеством работников около 35 тыс. человек, из которых почти 12% находились на должностях государственной гражданской службы.

Около 4,4 тыс. руководителей и специалистов были заняты непосредственно в органах государственной власти субъектов РФ в сфере лесных отношений.

Для того, чтобы работники названных выше управленческих структур успешно исполняли государственные функции и предоставляли государственные услуги, установленные правовыми и нормативными документами, их квалификация должна быть обеспечена соответствующими компетенциями через получение знаний, навыков и умений.

Эту задачу должны решать учреждения высшего профессионального образования через подготовку бакалавров и магистров по направлениям и профилям, устанавливающим содержание учебных планов и программ, исходя из требований:

- профессиональных стандартов на квалификацию работников при наличии последних в статусе утверждённых;

- административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в соответствии с положением статьи 83 Лесного кодекса.

Ситуация с кадровой политикой в системе управления лесами в её существующей институциональной организации осложнилась тем, что в период времени, когда Лесной кодекс децентрализовал систему лесоуправления, высшее профессиональное образование перешло на двухуровневую систему подготовки кадров в условиях неопределённости спроса на магистров и бакалавров при их трудоустройстве на должностях в органах управления лесным хозяйством.

В наиболее критическом состоянии оказалась подготовка кадров для системы лесоуправления, где квалификация работников должна обеспечить выполнение ими исключительно административных функций при том, что эта квалификация была получена ранее в условиях одноуровневой системы подготовки кадров с присвоением звания «инженер лесного хозяйства».

По объективным и субъективным причинам учреждения высшего профессионального образования, осуществляющие подготовку кадров для лесного хозяйства, не смогли за прошедшее десятилетие адаптировать учебный процесс к новым требованиям рынка труда в его сегменте «государственное управление лесами».

Речь идёт о выборе профилей подготовки бакалавров и магистров по утверждённым направлениям, о содержании учебных планов, подготовке профессорско­-преподавательского состава, подготовке и издании учебников и учебных пособий, профессиональной ориентации молодёжи на выбор лесных профессий. Следствием неподготовленности высшей школы к образовательному сопровождению лесоуправления и правоприменения является низкий уровень качества профессиональных знаний у руководителей и специалистов, трудоустроенных в органах государственной власти субъектов РФ в сфере лесных отношений.

Ниже приводятся результаты оценки качества знаний и навыков по совокупности 377 человек, прошедших стационарное обучение по программам повышения квалификации во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства в 2016 году.

Результаты представлены процентным отношением лиц, получивших неудовлетворительную оценку знаний при их тестовом контроле к общему количеству обученных в разрезе учебных дисциплин по программам повышения квалификации для должностных категорий.

­ Государственное управление лесами — 42;

­ Лесное законодательство и правоприменение — 40;

­ Экономические отношения в лесном хозяйстве — 25;

­ Государственный лесной надзор — 10;

­ Использование лесов — 27;

­ Воспроизводство лесов — 32;

­ Защита лесов — 47;

­ Охрана лесов от пожаров — 15;

­ Инвентаризация лесов, лесной реестр — 24.

Использованные тестовые вопросы были составлены только исходя из оценки профессиональной квалификации и не предназначались для оценки уровня так называемых фундаментальных знаний.

Основной причиной столь низкого качества профессиональной квалификации в системе лесоуправления является большой удельный вес работников, не имеющих высшего профессионального образования с лесной специализацией.

По совокупности обученных в институте за три года 2014—2016 гг. этот показатель составил около 40%, при этом только 24% работников участковых лесничеств имеют высшее лесное образование. Не имеют профильного образования почти все лица, занимающие должности государственных гражданских служащих.

Исходя из сказанного кардинально изменить кадровую политику в лесном хозяйстве можно только создав систему отношений между органами федеральной исполнительной власти в сфере лесных отношений (Минприроды, Рослесхоз) и Министерством образования и науки, основанную на механизмах отраслевого управления качеством профессионального образования.

Рассмотрим эти механизмы. Министерство природных ресурсов и экологии по представлению Рослесхоза должно подготовить обоснованные предложения об открытии в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело», профилей, обеспечивающих получение выпускниками профессиональной квалификации, востребованной в системе государственного управления лесами. Такими профилями должны быть:

- Государственное управление лесным хозяйством с подготовкой бакалавров и магистров для трудоустройства в органах государственной власти в сфере лесных отношений.

- Хозяйственное управление лесным хозяйством с подготовкой бакалавров и магистров для их трудоустройства в автономных и бюджетных учреждениях субъектов РФ, ответственных за ведение лесного хозяйства на не переданных в аренду землях лесного фонда, на лесопромышленных предприятиях, использующих лесные ресурсы на основании договоров аренды.

- Лесоучётные работы с подготовкой бакалавров и магистров с трудоустройством в организациях, осуществляющих деятельность в области лесоустройства, лесной таксации, инвентаризации лесов.

- Организация научных исследований в лесном хозяйстве – для подготовки магистров с их трудоустройством в научных и образовательных учреждениях.

Учебный план подготовки бакалавров и магистров по каждому профилю должен комплектоваться набором специальных учебных дисциплин, входящих в вариативную часть и обеспечивающих получение выпускниками профессиональной квалификации. Эти дисциплины, исходя из требований административных регламентов в сфере лесоуправления, должны стать основой подготовки практико­-ориентированных бакалавров, где в общем объёме учебной нагрузки практические занятия на лесных объектах, включая набор учебных практик, должны составлять не менее 40%. Только такая подготовка бакалавров создаст условия для их востребованности на должностях, определяющих штатное расписание лесничеств, а также лесохозяйственных учреждений и арендаторов лесных участков, осуществляющих хозяйственную деятельность в лесу.

Из сказанного очевидно, что эффективно управлять лесным фондом могут только те работники, которые получили профессиональную квалификацию на базе практико-­ориентированного обучения. К сожалению, прикладной бакалавриат не получил официального статуса в системе вузовского образования. Эксперимент по созданию в Российской Федерации прикладного бакалавриата, начатый в 2010 году и завершившийся в 2014 году, не принёс результатов в виде законодательного и нормативного признания получения профессиональной квалификации через практико­-ориентированное обучение студентов.

Причины здесь две:

- отсутствие профессиональных стандартов, регламентирующих рынок труда для прикладных бакалавров;

- отсутствие в учреждениях высшего образования условий, при которых приоритеты в обучении студентов получают более дорогостоящие в сравнении с лекционным обучением практические занятия.

При отсутствии законодательно установленного прикладного бакалавриата получение в лесном образовании профессиональной квалификации возможно через реализацию сетевых образовательных программ, которые в соответствии со статьёй 25 Федерального закона «Об образовании» обеспечивают освоение обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Создание эффективных условий для реализации сетевых образовательных программ возможно при взаимодействии высшего и дополнительного профессионального образования: первое обеспечивает получение фундаментальных знаний, второе — профессиональную квалификацию.

Сказанное подтверждает опыт участия федерального автономного учреждения дополнительного образования «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» (ФАУ ДПО ВИПКЛХ) в подготовке бакалавров и магистров по направлениям «лесное дело» и «менеджмент».

В феврале—марте 2013 го­да ФАУ ДПО ВИПКЛХ провёл лекционные и практические занятия по специальным дисциплинам в объёме 250 часов со студентами 3-­го курса Северного (Арктического) федерального университета, обучавшимися по направлению бакалавриата «Менеджмент» и профилю «Государственное и муниципальное управление». Студенты получили знания и навыки в области законодательного и нормативного обеспечения государственного управления лесами, что создало основу для приобретения бакалаврами той профессиональной квалификации, которая нужна при трудоустройстве в системе государственного управления лесами.

Высокоэффективным оказалось сотрудничество между ФАУ ДПО ВИПКЛХ и Поволжским технологическим университетом.

В 2014—2015 годах в ФАУ ДПО ВИПКЛХ прошли обучение по 400­-часовой программе магистры по направлению «Лесное дело» и профилю «Государственное управление лесами» с привлечением преподавателей института к руководству магистерскими диссертациями.

ФАУ ДПО ВИПКЛХ в порядке эксперимента по договору с Воронежским лесотехническим университетом участвовал в наборе абитуриентов в 2017 году для подготовки бакалавров по направлению «Лесное дело» методами дистанционного обучения с распределением обязанностей следующим образом:

- базовые (фундаментальные) учебные дисциплины – Воронежский лесотехнический университет;

- практико-ориентированные дисциплины – ФАУ ДПО ВИПКЛХ.

Результаты такого локального эксперимента будут доступны только после его завершения, но можно ожидать, что сбалансированность фундаментальных и практико-ориентированных знаний повысит качество кадров, трудоустроенных в системе лесоуправления.

Большое влияние на качество подготовки бакалавров и магистров оказывает профессионализм профессорско-­преподавательского состава, зависящий не только от наличия у преподавателей степеней и учёных званий, но и от их возможности регулярно в соответствии с требованиями законодательства проходить переподготовку и повышение квалификации в организациях, располагающих информацией о законодательном сопровождении лесоуправления и правоприменения. С такой инициативой должно выступить Федеральное агентство лесного хозяйства, предложив «рабочие места» для прохождения стажировки преподавателям высших учебных заведений.

В силу разных причин (объективных и субъективных) учреждения высшего профессионального образования с лесной специализацией испытывают острый недостаток в учебниках по базовым дисциплинам, формирующим профессиональную квалификацию в системе лесоуправления. Такими учебниками с учётом отечественного и зарубежного опыта должны быть:

1. «Лесное право» в качестве правовой основы формирования и применения лесного и смежного законодательства.

2. «Лесная экономика», излагающая экономические отношения, предметом которых являются лесная политика, управление лесами, лесные земли, лесные ресурсы, лесной сектор, лесные рынки.

3. «Государственное управление лесами» в качестве основы для принятия административных решений и институциональной организации лесного сектора.

4. «Лесной менеджмент» в качестве основы для принятия хозяйственных решений и организации лесного планирования.

Подготовка и издание названных учебников целесообразно через систему грантов, выделяемых Министерством образования и науки по представлению Министерства природных ресурсов и экологии. В отдельных случаях подготовку учебников отечественными авторами целесообразно заменить переводом учебников, изданных за рубежом.

Укреплению кадрового потенциала в системе государственного управления лесами должна способствовать реализация федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238­-ФЗ «О независимой оценке квалификаций», участниками которой являются:

• национальный комитет

• национальное агентство развития квалификаций

• советы по профессиональным квалификациям

• центры оценки квалификаций

• работодатели, соискатели.

Названный федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определённого вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

Система государственного управления лесами, будучи публичным сегментом рынка труда, должна показать пример, как государство способно управлять качеством профессиональных квалификаций через образование.



А. П. Петров, профессор, д. э. н., заслуженный деятель науки РФ.



Дата публикации: 3 ноября 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(216)
Теги: Откровенный разговор



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий