ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ:КРИЗИС КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, ПУТИ ВЫХОДА

Лесной кодекс 2006 года, передав основные полномочия в лесных отношенях на исполнение органам государственной власти субъектов Российской Федерации, разделив в управлении лесами государственные (административные) и хозяйственные (предпринимательские) функции, возложив ответственность за ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда, переданных в аренду, на частный бизнес, создал новую ситуацию на рынке труда в лесном секторе.

Новизна ситуации заключается в том, что на рынке труда по явился сектор, представленный органами управления лесами в субъектах Российской Федерации, призванными осуществлять исключительно государственные функции и предоставлять госу дарственные услуги, при этом свободными от выполнения каких-либо обязательств по ведению лесного хозяйства.

Речь идёт в первую очередь о кадровом обеспечении лесничеств с численностью работающих около 35 тысяч человек, которые при их создании в 2007 году были укомплектованы кадрами, ранее работавшими в лесхозах, без какой-либо их переподготовки.

Ситуация с обеспечением лесничеств руководителями и специ алистами, способными выполнять государственные функции на про фессиональном уровне, осложнилась и приобрела кризисный характер вследствие следующих факторов:

1. Неправомерное устранение федеральных органов власти в сфере лесных отношений от ответственности за проведение кадровой политики в государственном управлении лесами на региональном уровне, при том что леса находятся в федеральной собственности.

Пункт 5.15 полномочий Рослесхоза согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736, ограничивает ответственность Агентства в данной сфере только «профессиональной подготовкой работников центрального аппарата Агентства, его территориальных органов и организаций, находящихся в его ведении, а также их переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой».

2. Неудовлетворительная законодательная и нормативная база, определяющая правовой статус органов управления лесами как непосредственно в субъектах РФ, так и в лесничествах, и наряду с этим — ограниченное время (один год — 2007-й) на преобразование лесхозов в новые организационно-правовые формы.

Субъекты Российской Федерации в отсутствие утверждённых на федеральном уровне админист ративных регламентов исполнения переданных им полномочий (статья 83 Лесного кодекса) довольно «свободно» подошли к формированию органов управления леса-ми на региональном уровне.

В ряде случаев управление лесами в качестве федерального имущества было соединено с управлением предприятиями частного бизнеса, что нашло выражение в названиях региональных органов власти, таких как министерство лесного комплекса и т. п.

Негативные последствия такой интеграции для управления государственным имуществом (лесами) очевидны: решение по организации доступа к использованию лесов принимаются всегда в интересах частного бизнеса, удовлетворяя при этом коррупционные   интересы   чиновников.

В большинстве субъектов Рос сийской Федерации созданные органы государственного управ ления лесами, именуемые ми нистерством лесного хозяйства, департаментом лесного хозяйства, агентством лесного хозяйства, стали учредителями государст-венных коммерческих структур, осуществляющих ведение лесного хозяйства (унитарных предприятий, автономных учреждений), что ставит под сомнение целесообразность реорганизации лесхозов с последующим разделением их деятельности на государственное и хозяйственное управление лесами.

Всё это сделано вопреки поло жениям статьи 83 Лесного кодекса, обязавшей создать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений исключительно для исполнения переданных полномочий, не возлагая на него других обязанностей, как-то: управление лесной промышленностью, экологией, сельским хозяйством и даже рыболовством.

Большим разнообразием характеризуются принятые субъектами Российской Федерации решения о правовом статусе лесничеств, их структуре и численности работающих.

Повинна в этом прежде всего статья 23 Лесного кодекса, где лесничества и лесопарки названы «основными территориальными единицами в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» вместо того, чтобы установить статус лесничества либо как территориального органа управления лесами в субъекте Российской Федерации, либо как государственного учреждения.

Лучшим решением, исходя из опыта управления лесами в зарубежных странах, должна была стать организация деятельности лесничеств в статусе территориальных органов, создав тем самым возможность включить управле ния лесами в государственную гражданскую службу.

К сожалению, названный правовой статус получили лесничества в менее чем 30% субъектов Российской Федерации, в остальных субъектах лесничества осущест вляют государственное управление лесами либо в статусе учреждений, которые Федеральный закон от 10 мая 2010 г. № 83-ФЗ перевёл с 2011 года в правовую форму «казённых», либо в статусе филиалов головного учреждения.

К сожалению, до сих пор не реализованы в практической дея-тельности лесничеств требования Федерального закона от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ, предложившего ор ганам государственной власти субъектов Российской Федерации исполнять государственные функ-ции и предоставлять государст-венные услуги на базе административных регламентов, что смогло бы в определённой мере унифицировать структуру лесничеств и устанавливать в них оптимальную численность работающих нужной квалификации.

Всё вышесказанное не только усложняет выработку и проведение долговременной кадровой политики с обеспечением кадрами руководителей и специалистов, но и делает практически нереальной какую-либо политику вообще в условиях, когда отсутствует нор мативная база, регламентирующая содержание и процедуры принятия управленческих решений, а следовательно, затруднительно установить, какие нужны специалисты для ведения управленческой деятельности.

3. Отсутствие долговремен ной межведомственной государственной политики в лесном образовании (в сочетании высшего, среднего и дополнительного), ориентированной на подготовку специалистов исходя из потребностей рынка, а не только из интересов образовательных учреждений, выраженных в увеличении набора студентов, сохранении штата преподавателей при реализации давно освоенных учебных программ.

Надо признать, что на пути создания долговременной государственной политики в лесном образовании возникли объектив ные трудности, обусловленные переводом высшего, начиная с 2011 года, а позднее и среднего профессионального образования на двухуровневую подготовку кадров: в высшем образовании – бакалавров и магистров; в среднем образовании – рабочих высокой квалификации и специалистов инженерного уровня.

К сожалению, при формировании направлений бакалавриата и магистратуры учреждения высшего профессионального лесного образования пошли традиционным путём, выполнив эту важнейшую работу на монопольной основе без привлечения к ней органов государственной власти в сфере лесных отношений и частного бизнеса.

Как следствие сказанного ни один лесной университет не предложил направления бакалавриата и магистратуры для подготовки кадров для органов управления лесами в субъектах Российской Федерации. А ведь в перспективе возможно значительное увеличение в их штате работников, находящихся на гражданской государственной службе, где обязательно наличие специального образования по этому профилю.

Направление бакалавриата «Лесное дело» по своему содержанию заменило подготовку ин женеров лесного хозяйства по специальности 656200 «Лесное и лесопарковое хозяйство», которые были востребованы в качестве специалистов в прежней системе управления лесами, осуществляемого лесхозами при соединении государственных и хозяйственных функций (выпускники вузов по данной специальности составляли около половины работников в штатах лесхозов на должностях руководителей и специалистов).

Учебный план по направлению бакалавриата «Лесное дело» не включает того набора дисциплин и не содержит того объёма учебной нагрузки, которые долж ны предоставлять выпускникам университетов знания и навыки, необходимые для исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг специалистами в органах управления лесами на федеральном и региональном уровнях.

Ситуация с кадровым обеспечением лесничеств осложняется и тем, что работники, исполняющие государственные функции и пре доставляющие государственные услуги в статусе государственных служащих, должны, согласно федеральному законодательству о государственной гражданской службе, иметь обязательно высшее профессиональное образование по названному профилю.

И как следствие, в предложении данного вида образовательных услуг   для сектора рынка труда «Государственное управление лесами» не могут участвовать 19 лесхозов-техникумов и колледжей, находящихся в ведомственном подчинении Рослесхоза, при том что выпускники названных учреждений составляли около одной трети штатной численности работников лесхозов до их реформирования   в   2007   году.

В настоящее время, вопреки рассмотренным выше изменения на рынке труда, лесхозы-техникумы и колледжи продолжают выпускать специалистов по специальности 250202 «Лесное и лесопарковое хозяйство» и по специальности 08050 «Менеджмент (в лесном хозяйстве)» по учебным программам, не адаптированным к новым профессиональным требованиям к специалистам в сфере государственного управления ле сами (лесного администрирования).

То обстоятельство, что выпускники лесхозов-техникумов и кол леджей обучаются по программам, не дающим профессиональных знаний для выполнения работни ками лесничеств полномочий в сфере государственного управления лесами, и то обстоятельство, что эти выпускники не могут быть востребованы на государственной гражданской службе, делают перспективы сохранения и развития среднего профессионального образования в системе Рослесхоза весьма неопределёнными, особенно в условиях, когда лесхозы-техникумы и колледжи с 2012 года будут осуществлять свою деятельность в организационно-правовой форме бюджетных учреждений при отсутствии сметно-бюджетного финансирования.

В свете изложенного важной задачей в развитии среднего профессионального образования должна стать его срочная переориентация на сектор рынка тру да «Государственное управление лесами», используя новые возможности, которые предоставляет система двухуровневого высшего профессионального образования, а именно направление прикладного бакалавриата на базе вузов, техникумов и колледжей. Этот вид бакалавриата приравнен к высшему образованию, но фактически он сможет обеспечить подготовку специалистов для практической работы в лесу при исполнении ими контрольно-надзорных функций при использовании и воспроизводстве лесов.

Подобные программы, давно реализуемые на Западе, сочетают практическое обучение, что характерно для техникумов и колледжей, и теоретическую подготовку, свойственную вузовскому бака лавриату. Практическая подго товка студентов (учебная и производственная практика, лабораторные, курсовые работы и проекты) должна составлять не менее половины всего времени, отведённого на обучение.

Производственную практику будущие выпускники должны проходить у работодателей, т. е. в лесничествах, если программа прикладного бакалавриата будет сформирована исходя из профессиональных требований к специалистам, исполняющим в управ лении лесами государственные функции.

Эксперимент по созданию в Российской Федерации прикладного бакалавриата был начат в 2010 году и продлится до 2014 года, обучение проводят 30 вузов, техникумов и колледжей в очной форме за счёт бюджета.

К сожалению, ни лесные вузы, ни учреждения среднего профессионального лесного образования не участвуют в этом эксперименте, даже не сделали попытку принять участие в конкурсе на право учить по программам прикладного бакалавриата.

При реализации в лесхозах-техникумах и лесных колледжах программ прикладного бакалавриата достигаются два результата: через механизм государственных заданий создаются «поставщики» кадров для сектора рынка труда «Государственное управление лесами», а сама система среднего профессионального лесного образования получает новое инновационное развитие.

Возможно достигнуть ещё один положительный результат — со здать более эффективную систему набора студентов и трудоустройства выпускников с дипломом прикладного бакалавра, если обучение будет происходить в лесхозах-техникумах и лесных колледжах, которые, будучи расположенными в административных районах в сельской местности, традиционно имеют более тесные связи с лесными отраслями.

Этот фактор, с одной стороны, значительно облегчает подбор абитуриентов, ориентированных на получение лесных профессий, а с другой стороны, позволяет в процессе обучения «сохранять» студентов в привычной сельской среде, т. е. в той среде, где выпускники в последующем получат рабочие места.

А. П. ПЕТРОВ,

ректор ФАУ ВИПКЛХ,

профессор, д. э. н.

(Окончание в следующем номере)

 

 



Дата публикации: 22 августа 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №

Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий