Лес просит слова
У меня, вологжанина по прописке, за годы лесоустройства в Архангельской, Вологодской областях и Республике Коми исходившему их вдоль и поперёк, сформировалась естественная равная в них заинтересованность. Поступающие из этих регионов сведения примерно об одном. Проблемы вокруг леса сгущаются. Люди стали понимать, что разрешение их возможно только при широком вовлечении общественности и заинтересованном включении в этот процесс первых лиц регионов.
Именно сам лес из последних сил просит дать ему слово и ещё надеется быть услышанным. Напомним, что в статье 9 Конституции России лес, наряду с другими природными ресурсами, назван основой жизни и деятельности населения, проживающего на данной территории. Поэтому пришло время на первый план ставить не вопросы промышленного освоения лесов, а состояние самого леса.
Вероятно, многие согласятся с тем, что хозяйствование в лесу может быть оценено только как процесс, зависящий от степени осознания человеком и обществом роли лесных ресурсов в жизни людей. Ещё в 1961 году К. Монтенем выделено три степени пользования лесом: оккупационное, промышленная эксплуатация и непрерывное и неистощительное пользование лесом.
В книге Г. И. Редько, Н. Г. Редько «История лесного хозяйства России» (С.-Петербург-Москва, 2002) авторы обратились к выводам этого немецкого лесоэкономиста. «К сожалению, — делают они заключение, — пользование лесом в России советского периода, особенно в таёжной зоне, скорее подходит под название оккупационного, чем промышленно-эксплуатационно-го». В недавно законченной нами монографии «Очерки истории лесного хозяйства Вологодской области» на основе собранного материала мы вынуждены были подтвердить этот вывод учёных.
В результате истощительных рубок и неадекватных им лесо-восстановительных мероприятий к 1998 году удельный вес хвойных лесов Вологодской области упал с 90% в 1927 году до 54,7%. К 2010 году состояние лесов ещё более ухудшилось. Доля хвойных стала менее 50%. Причём если с 1973 по 1998 годы хвойные леса сокращалась по 0,21% в год, то с 1998 по 2010 годы — уже по 0,47%, т. е. с вдвое большим ускорением. Из 706 тыс. га созданных лесных культур 283 тыс. га, или 40%, находятся в неудовлетворительном состоянии. Большая часть из них заросла лиственными породами и потеряла своё значение как лесные культуры. Только 35% основного лесовосстановительного мероприятия — сохранения подроста оказалось в какой-то степени эффективным.
Подчеркнём, что мы привели показатели Вологодской области, подаваемой руководством отрасли как пример остальным регионам России, где дела, вероятно, ещё хуже. По признанию В. Л. Ры-машевского (ЛР от 06.12.2010), «в 8 лесхозах Архангельской области, примыкающих к железным дорогам Архангельск-Вологда и Коноша-Котлас, лесные ресурсы практически исчерпаны, а в остальных лесхозах оцениваются как истощённые».
Деятельность Рослесхоза не очень широко освещается в СМИ. Немногие просочившиеся сведения не доставляют радости. Только за один 2008 год хвойные леса Северо-Западного округа сократились на 939,5 тыс. га, или на 2,7%. Особенно печальна участь хвойных лесов в Ленинградской (сократились на 6,3%), Новгородской (на 5,2%), Архангельской (на 3,8%) областях. На 1,1% сократилась за этот год площадь хвойных лесов и в Вологодской области. Но это обстоятельство не повлекло видимых выводов и последствий. И, полагаем, именно в отсутствии ответственности за состояние лесов и целевой политики в отношении к лесу следует искать причину лесных бед. Отсюда, полагаем, и замена «лесного хозяйства» на расплывчатое понятие «лесные отношения».
Какой же из этого вывод? Леса на землях лесного фонда являются федеральной собственностью. Они представляют собой федеральное имущество, и именно собственник (статья 210 ГК) несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Но государство, отстаивая своё монопольное право собственности на леса, не может (или не хочет) ответственно исполнять свои обязанности.
Как ни трудно, но такой вывод общественность обязана сделать.
Лес взывает о помощи. Дальше медлить нельзя. Академик Н. А. Моисеев в книге «Экономика лесного хозяйства» приводит в пример США, где именно общественность, а никак не большой бизнес, заставила федеральную власть принять не только необходимые законы, но и учитывать общественное мнение, считаться с ним.
Выступая на одном из лесных форумов с докладом «Федеративный диалог: отношения между Федерацией и её субъектами», губернатор Вологодской области В. Е. Позгалёв отметил в этих отношениях большой перекос. «Налоговые доходы, — сказал он, — централизуются, а расходная часть децентрализована. В результате значительная часть обязанностей, закреплённых Конституцией за субъектами Федерации, не обеспечивается соответствующей доходной базой. Это приводит к зависимости субъектов Федерации от центра, нарушает принцип равенства прав».
В декабре 2006 года Правительством РФ утверждены «Правила расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений». Эти Правила (пункт 3) обязывают регионы согласовывать целевые прогнозные показатели и мероприятия по их достижению. Насколько и как они выполняются и какую дают отдачу, мы уже показали.
Выделение субвенций влечёт за собой необходимость контроля за их целевым и эффективным использованием. Предполагалось сформировать (особенно в многолесных территориях) региональные органы власти с функциями, ограниченными переданными полномочиями, т. к. одного этого направления деятельности по его широте и сложности более чем достаточно. По неясным причинам это простое и понятное условие не только не выполнено, но и не было поставлено.
В Вологодской области, например, в её правительстве действует Департамент лесного комплекса. В бюджете департамента на 2010 год в сумме 836754,8 тыс. руб. на лесоохранные и лесовосстановительные мероприятия приходится 135,8 млн. руб. (субвенция 358533 тыс. руб.). В Республике Карелия создано Министерство по природопользованию и экологии, и только в Архангельской области — Министерство лесного и охотничьего хозяйств.
«Я против того, чтобы в современных условиях «свинчивать» государственное лесное хозяйство и приватизированные структуры лесной промышленности в объединённые ведомства разного уровня по «управлению лесами» или по «управлению лесным комплексом, — пишет известный учёный-лесовод И. Шутов. — Это плохо ещё и потому, что в таких ведомствах роли первой скрипки и дирижёра остаются у тех, кто заинтересован в реализации не стратегических интересов отрасли, а тактических интересов предпринимателей, делающих свой бизнес на заготовке, переработке и торговле древесиной».
На вопрос «что делать?» отвечаем: вероятней всего, решить вопросы собственности и лесоустройства. Нахождение отрасли в состоянии «частично беременной» излишне затянулось.
Сначала о лесоустройстве. Управлять лесами можно только при наличии достоверной информации. Нелепо выглядит предполагаемая передача государством лесоусройства в регионы, т. е. самостоятельного получения информации о не принадлежащей им собственности. Признаемся в том, что регионы не очень-то заинтересованы в её правдивости. При этом всё равно именно собственник остаётся ответственным за надлежащее содержание и финансирование принадлежащих ему лесов. Государственная инвентаризация при всей амбициозности её предназначения не может заменить лесоустройства, т. к. не выдаёт необходимых объёмов лесохозяйственных мероприятий, размеров пользования, привязанных к конкретной территории, и т. д.
Из формы собственности естественно вытекает и форма управления лесами, содержание лесоустроительных подразделений на федеральном или ином уровне. При монопольной федеральной собственности на леса в необходимой правдивой информации заинтересован в первую очередь собственник. Отдельные лесоустроительные действия, в том числе и организация территории, могут осуществляться на конкурсной основе по заказу арендаторов, без изменения утверждённой в установленном порядке лесоустроительной информации.
А теперь о собственности. За весь 90-летний послереволюционный период монопольной государственной собственности на леса наблюдается их качественное ухудшение, истощение и деградация. Но за качество лесов никто не отвечал. Необходимость перемен в этом важнейшем вопросе очевидна. Мешает страх. За всю историю России нашлась только одна унтер-офицерская вдова, которая самостоятельно сама себя высекла. Других примеров что-то не видно и не предвидится.
Противники региональной, муниципальной и частной форм собственности на лесные земли отчётливо понимают, что легализация этих форм неизбежно заставит прописать меры ответственности за использование, восстановление и охрану лесных земель. И не только региональных или частных. В равной мере независимый контроль распространится и на федеральные леса на землях лесного фонда, чего они не без основания боятся. Это уже качественно иная нормативная база.
В обиходе появятся понятия лесного менеджмента, учёта времени и критерии эффективности инвестиций в лесное хозяйство. Леса станут оцениваться главным образом по их качественному состоянию, стоимости конечных товаров и услуг, которые могут быть получены в результате лесопользования. У лесохозяйственного производства будет создана своя собственная конкурентная среда. Особую цену приобретут не степень лояльности чиновника к собственному начальству, а предпринимательские навыки и умение получать конечный результат. Будет наконец сформулировано понятие о том, что же должно представлять собой лесное хозяйство, его цели и задачи.
Отсутствие всего этого убедительно демонстрирует наша сегодняшняя действительность. Необходимость изменений пугает не только современного чиновника. Их опасается и рядовой лесовод, не приученный работать на конечный результат. Усиленно сопротивляется лесная наука, отягощённая грузом прошлого соглашательства в «обнаучивании» противоречивых и непоследовательных административных решений. Все её немалые на сегодня возможности направлены на оттяжку времени, тиражирование «страшилок» о невозможности государства удерживать нефедерального собственника лесов в рамках закона.
Говорить обо всём этом трудно, но необходимо. Пришла пора беспристрастно оценить прошлое и сделать выводы. Особенно в период подготовки изменений в Лесной кодекс РФ. Печально, что попытка в 2006 году бывшего начальника одного из управлений Рослесхоза Н. Н. Кашпора непредвзято оценить действительность, к сожалению, не имела продолжения. А сам Николай Николаевич сегодня выведен из состава Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве РФ.
Просто обозначим ещё два наиважнейших больных вопроса.
Сначала о лесах на землях сельскохозяйственного назначения.
Лесопромышленник ликует. Верх взяла его сиюминутная выгода. Не нужно строить дороги. Сегодня эти примыкающие к населённым пунктам земли, в обход ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», зачислены в земли лесного фонда и стали усиленно вырубаться. Северный крестьянин в зоне рискованного земледелия в одночасье лишился своей «второй ноги», на которую он опирался на протяжении столетий.
Пустеют сёла и деревни. В обиход вошло понятие опустынивания территорий. Вслед за распадом села закрываются школы и больницы. Происходит разрушение дорог и всей социальной инфраструктуры, в которой в равной мере нуждается и лесное хозяйство.
Всё это со временем придётся восстанавливать. Но уже без леса. Кто за это ответит? Подумаем об этом сейчас.
Теперь об оптимальном проценте лесистости территории. Получилось так, что вопрос этот как-то пропал вслед за ликвидацией рынка земли. Вот что писал в 1894 году в отчёте «Лесное государственное хозяйство» по результатам командировки в Новгородскую, Псковскую и Санкт-Петербургскую губернии видный лесоэкономист Г. П. Сазонов.
«Стр. 201. Лесной, болотной и неудобной площади должна быть объявлена беспощадная истребительная война. Собственно говоря, задача правительства в лесном вопросе должна быть двоякая: с одной стороны, необходимо оберегать леса действительно строевые и спеющие, охранные и защитные, с другой стороны, должно решительным образом истреблять вообще неудобную и лесную площадь, состоящую в огромном большинстве из мелких зарослей, и особенно те части её, которые годны под пашню и сенокос. [...]
Вопреки мнению канцелярских мудрецов нельзя не признать, что размеры лесной площади являются величайшим бедствием севера. Лес здесь — сорная трава, которую каждый разумный хозяин старается уничтожить на посеянном участке. Лес является препятствием культуре, устраняемым лишь тяжким трудом. Население вопиет не о глупом здесь лесоохранении, а прямо о лесоистребительном законе с премиями за уничтожение лесных зарослей, этой сорной травы севера».
Выносим это мнение Г. П. Сазонова на обсуждение без собственных комментариев.
Е. Н. ЮРИЧЕВ,
председатель Совета
областной общественной
организации
ветеранов (пенсионеров)
«Лесовод», г. Вологда.
Дата публикации: 24 января 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №
Другие новости по теме:
- Проблемы лесной отрасли
- Нужно ли нам лесное министерство?
- Финансирование отменяется?
- Поправки в Лесной кодекс
- Что будет с тобой, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО?
Сообщить о ошибке