Что такое общественные леса

Согласно статье 10 действующего Лесного кодекса (подразделение лесов по целевому назначению), леса, расположенные на землях лесного фонда, по этому параметру подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Мной предлагается ввести дополнительную категорию лесов – общественные леса.

Общественные леса, обеспечивающие стабильность традиционного природопользования, поддержку и сохранение культурного наследия, экологическую устойчивость территорий, постоянного и устойчивого проживания людей, выделяемые в особую категорию, должны стать основой ресурсной базы для развития лесных сельских территорий, находящихся в социальной, культурной, экологической и экономической деградации.

К данной категории должны быть отнесены все припоселковые леса, выполняющие функции рекреации и поддержания экологической стабильности вокруг сельских поселений на лесных территориях. Общественные леса — это неиссякаемый источник ресурсов непосредственного использования (ягод, грибов, лекарственных растений, дров, древесины для строительства и ремонта домов, хозяйственных построек, изгородей), заготовки кормов, торфяных удобрений, места охоты, рыбалки, отдыха и культурно-­исторического наследия.

Чтобы сохранять и развивать свой общественный потенциал, такие леса не должны быть вовлечены в промышленных целях ни в один из видов пользования, а значит, имеют право на обретение индивидуального, присущего только им статуса. Этот статус имеет право на жизнь по той причине, что при существующих видах целевого назначения лесов заготовка древесины коммерческими предприятиями в результате промышленного их освоения подразумевает использование лесных ресурсов с целью извлечения прибыли, а в общественных лесах – в первую очередь для обеспечения нужд местного сообщества и только потом – для дополнительного дохода. В связи с чем приоритет пользования лесными ресурсами конкретной территории должен отдаваться местным жителям.

Общественные леса могут сохраняться бесконечно долго и давать отдачу при максимально полном вовлечении общественности в решение вопросов неистощительного использования их потенциала, сохранения целостности экосистем, повышения биологической продуктивности и экологической устойчивости. Общественное лесное хозяйство способно показать себя мощной движущей силой для содействия устойчивому управлению лесами, сокращения бедности и создания рабочих мест и доходов для сельских сообществ, но чтобы раскрыть весь его потенциал, потребуется большая поддержка со стороны российского правительства посредством проведения политических и экономических реформ в лесной сфере и других мер.

Соответственно введение категории «общественные леса» должно сопровождаться принятием законодательного блока, прописывающего участие общественности в управлении ими через некоммерческие структуры или организацию социально ориентированного бизнеса. Механизмы и формы контроля и использования общественных лесов должны обсуждаться на уровне сельских поселений, а затем утверждаться соответствующими законодательными актами местного и регионального уровней. Общественные леса в процессе обретения своего статуса должны наделяться правами паркового лесничества, с разработкой всей необходимой документальной составляющей
в форме лесоустроительных материалов и плана хозяйственной деятельности (он же проект освоения лесов).



Яков Кузнецов.


Дата публикации: 23 марта 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №05(261)
Теги: Законодательство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий