Как разделить «лесной пирог»?

По пути из Архангельска в Двинской Березник наш автомобиль попал в густой туман — хоть лопатой разгребай. У дороги лежали на боку две большегрузные фуры и легковой автомобиль, в ходе какого-то маневра опрокинувшийся на крышу. Наша легковушка добралась без приключений до места назначения в администрацию Виноградовского района, где было назначено совещание по обеспечению лесфондом местных предпринимателей.

Как выяснилось, в распределении лесфонда густого тумана не меньше, чем на дороге. И фуры, лежащие на обочине, словно олицетворяют обанкротившиеся крупные леспромхзы, а легковушка, опрокинувшаяся на крышу – малый и средний бизнес, лишившийся доступа к лесфонду благодаря «неусыпной» заботе государства о   малом   и   среднем   бизнесе.

Из текста Лесного кодекса отлично видно, что написан он под диктовку крупных лесных компаний, а малый и средний лесной бизнес к разработке Лесного кодекса и на пушечный выстрел не подпустили. Предложения малого и среднего бизнеса разработчики Лесного кодекса не то что не читали – вообще чихать на них хотели. В результате и родился документ, внёсший в лесную отрасль неразбериху и напустивший туману.

Президент и премьер без устали говорят о поддержке малого бизнеса, тем не менее Лесным кодексом предусмотрено лишь два пути получения лесфонда. Первый – через аукцион (нетрудно догадаться, кто на аукционе за привлекательный участок леса даст большую цену – лесной олигарх или малый предприниматель).

Второй путь — для реализации приоритетного инвестиционного проекта. Но и здесь малому бизнесу, как говорится, ничего не светит. Поскольку минимальный объём инвестиций, необходимый для признания инвестпроекта приоритетным – 300 млн. рублей. Есть у нас малые предприниматели, способные инвестировать такие средства? Вряд ли.

Бывший руководитель Рослесхоза Алексей Савинов на лесном форуме в Архангельске твёрдо заявил – малый бизнес должен уйти из леса и работать лишь на подряде по заготовке леса у крупного бизнеса. Идея была интересная, только вот никто не спросил – готов ли малый бизнес идти на подряд к крупному. Пока желающих   не   видно.

Крупный бизнес, зарегистрировавший свой инвестпроект как приоритетный – приступает к резервированию лесного фонда под инвестпроект. Таким образом, солидные участки лесного фонда считаются почти сданными в аренду. Но именно «почти», поскольку крупный бизнес не спешит заключать договоры аренды. И правильно делает. Лесфонд набран, и теперь эти участки леса не отдадут в аренду другому лесопользователю. Более того, на зарезервированном участке крупному бизнесу не надо вести лесное хозяйство, тушить лесные пожары — всё это за свой счёт сделает щедрое и доброе государство.

Пройдут годы, возникнет необходимость вести заготовку леса на зарезервированных площадях – вот тогда и договор аренды можно заключить, и со спокойной совестью осваивать лесфонд.

Усилиями администрации области на сегодняшний день в Архангельской области заключены все договоры аренды по зарезервированным участкам лесного фонда под инвестпроекты.

Тем не менее, как считают специалисты, Лесной кодекс был создан именно в угоду крупному бизнесу, ведь лесфонд под реализацию инвестпроектов передаётся без аукциона и за половину минимальной ставки платы за древесину на корню, поступающей в федеральный бюджет.

Региональная власть может предложить крупному бизнесу делать какие-то отчисления в региональный бюджет. Крупный бизнес может согласиться, а может и отказаться.

Возникает закономерный вопрос: а что получит регион от приоритетных инвестпроектов? Если инвесторы не пожелают сотрудничать с региональной властью, учитывать интересы населения? По большому счёту – ни-че-го! Только вырубки, разбитые лесовозами дороги, да обещание многомиллиардных инвестиций. По мнению аналитиков, если бы в Лесном кодексе не было статьи об инвестпроектах, крупный бизнес был бы вынужден вкладывать в развитие
собственного производства, а иначе просто проиграл бы в конкурентной борьбе.

Такая трогательная забота государства о крупном бизнесе, с одной стороны, вполне разумна и логична. Именно крупный бизнес — основной налогоплательщик и работодатель, именно крупный бизнес строит лесные дороги и является основным потребителем балансов, которые ему реализует малый бизнес.

Но в этой ситуации государство должно трогательно заботиться не только о крупном, но и о среднем, малом бизнесе, который, как ни странно, тоже хочет иметь доступ к лесфонду, развиваться, работать в интересах района и области.

Как сказала в своём докладе глава Виноградовского района Надежда Краева (на верхнем снимке), лесной комплекс является одной из основных отраслей промышленности Виноградовского района. Действующих предприятий и предпринимателей в ЛПК района — 35.

На малых и средних предприятиях ЛПК Виноградовского района занято 758 человек, на крупных предприятиях — 427 человек.

С 2009 года в районе отмечено резкое сокращение производства и налоговых поступлений малого и среднего бизнеса. Причина — не только кризисные явления в экономике, но и субъективные факторы.

За 2008-2010 годы прекратили работу следующие предприятия: ООО «Юла-Лес», ООО «АРМ Норд», ООО «Ваеньга-Лес», ООО «Теда», ЗАО «Тайга». Уволены 429 человек (почти 20% от общего числа занятых в ЛПК).

В настоящее время все малые и средние предприятия ЛПК (не имеющие лесов в аренде) находят-
ся под угрозой закрытия и не могут планировать свою деятельность и развитие в связи с невозможностью ведения собственной заготовки древесины и отсутствием сырья для переработки.

Расчётная лесосека по арендованным лесным участкам на территории Березниковского лесничества составляет на 2010 год 843,8 тыс. кбм, фактически арендаторами заготовлено за 9 месяцев 2010 года 341,7 тыс. кбм, что составляет 40% от общего объёма арендованной расчётной лесосеки. В 2009 году арендаторами лесных участков объём лесных насаждений был освоен на 57%. Из этого следует, что арендаторы не могут полностью заготавливать предназначенный для рубок объём лесных насаждений. В настоящее время малые и средние предприятия ЛПК не имеют возможности получить необходимый объём сырья для работы и дальнейшего развития.

Среди крупных лесопользователей расчётной лесосеки арендаторами являются предприятия холдинга ООО «УК «Соломбалалес», ООО «ЛПХ Конецгорский» и ООО «ЛПХ Борецкий». Выделенная на 2010 год этим предприятиям расчётная лесосека — 494,5 тыс. кбм, что составляет 58% от общего объёма лесных насаждений, предназначенных в рубку. ООО «ЛПХ Борецкий» за 9 месяцев освоил расчётную лесосеку на 52%, ООО «ЛПХ Конецгорский» — на 53%, ООО «УК «Соломбалалес» вовсе не приступало к освоению расчётной лесосеки, которая составляет 97,8 тыс. кбм.

Задолженность по страховым взносам Конецгорского и Борецкого ЛПХ на обязательное пенсионное страхование (по данным предприятий) на 1 ноября 2010 года более 13 млн. рублей, что составляет 54% от общей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В ООО «Конецгорский ЛПХ» введено внешнее управление с октября 2009 года, в ООО «Борецкий ЛПХ» введено внешнее управление с ноября 2009 года. Имущество у леспромхозов практически отсутствует, налог на имущество организации не уплачивают. По данным предприятий, за ними числится задолженность по НДФЛ около 6 млн. рублей, в том числе в районный бюджет около
3 млн. рублей.

Как правило, ООО «УК «Соломбалалес» погашает свою задолженность по аренде земель в судебном порядке.

На 2011 год малым и средним предприятиям ЛПК требуется свыше 134 тыс. кбм лесных насаждений, а планируется выделить только 41,0 тыс. кбм в рамках ведомственных целевых программ
в сфере обеспечения занятости населения (при условии включения расчётной лесосеки по бывшим арендным участкам ЗАО «Тайга» и ООО «Теда»). Это лишь 30% от необходимого.

Фактически востребованный объём лесных насаждений в 2010 году для удовлетворения потребности государственных и муниципальных учреждений и предприятий, сельхозпроизводителей, участников программы активизации индивидуального жилищного строительства, гражданам для собственных нужд, для осуществления государственной политики в сфере занятости населения составил за 9 месяцев 78,1 тыс. кбм при лимите 80,9 тыс. кбм, то   есть   97%.

Для проведения лесных аукционов, предусматривающих удовлетворение собственных потребностей в древесине государственных и муниципальных учреждений и предприятий, было выделено 36,0 тыс. кбм, фактически освоено за 9 месяцев 35,6 тыс. кбм; для проведения лесных аукционов, предусматривающих удовлетворение собственных потребностей сельхозпроизводителей, было выделено 6,9 тыс. кбм, освоен весь объём; для проведения лесных аукционов, предусматривающих обеспечение пиломатериалами участников программы активизации индивидуального жилищного строительства, было выделено 1,8 тыс. кбм, освоено за 9 месяцев 1,6 тыс. кбм; для проведения лесных аукционов в рамках долгосрочных и целевых программ было выделено 20,0 тыс. кбм, освоено полностью; гражданам для собственных нужд было выделено 16,2 тыс. кбм, освоено 14,0 тыс. кбм.

Березниковское лесничество в свободных от закрепления кварталах согласовало объёмы лесных насаждений в рубку на 2011 год для удовлетворения собственных потребностей в древесине государственных и муниципальных учреждений и предприятий, обеспечения занятости населения, для собственных нужд граждан в объёме 112,5 тыс. кбм (при условии включения расчётной лесосеки по бывшим арендным участкам ЗАО «Тайга» и ООО «Теда»).

Неоднократные обращения главы муниципального района к областной власти о недопустимости передачи участков лесного фонда, примыкающих к сырьевой базе малого и среднего бизнеса, под приоритетные инвестиционные проекты, о включении кварталов по расторгнутым договорам аренды ООО «Теда» и ЗАО «Тайга» в зону местного потребления — остаются без ответа.

Данная ситуация ставит под угрозу развитие малого и среднего бизнеса в районе. Это существенно влияет на доходную часть бюджета МО «Виноградовский муниципальный район», а следователь-но, усложняет решение социально значимых задач и обостряет социально-экономическую ситуацию.

Содержание населённых пунктов, обеспечение дровами, занятость населения — всё это ложится на малый и средний бизнес лесопромышленного комплекса Виноградовского района. Отсутствие обеспечения данных лесопользователей лесными насаждениями в необходимых объёмах приведёт к нарушению функций жизнеобеспечения лесных посёлков и деревень, а это ставит под угрозу само существование населённых пунктов.

В 2010 году прекратили деятельность лесные предприятия по двум основным причинам:

1. Отсутствие возможности предоставить лимиты древесины, необходимой для работы предприятий.

2. Отсутствие сырья для перерабатывающих предприятий.

Из всего вышеперечисленного следует, что для оздоровления ситуации в лесопромышленном комплексе Виноградовского района необходимо принять следующие меры:

1. Увеличить объёмы лесных насаждений для муниципальных нужд, для нужд граждан, для развития малого и среднего бизнеса в районе.

2. Предоставить лесной фонд для малых и средних предприятий ЛПК района в долгосрочную или среднесрочную аренду, которая станет гарантией окупаемости инвестиций, привлекаемых и вкладываемых в основные средства.

3. Предоставить лесной фонд арендаторов, хронически не осваивающих расчётную лесосеку, малым и средним предприятиям ЛПК района в субаренду на 5-10 лет на приемлемых для ведения бизнеса условиях.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 22 ноября 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий