Лето-2011 не за горами

Отполыхали лесные пожары. Подсчитан ущерб, наказаны виновные, награждены отличившиеся. Но вздыхать с облегчением лесникам некогда: как говорят знающие люди, пройдёт несколько месяцев — и начнётся новый пожароопасный сезон.

На сентябрьском совещании в Архангельске, где обсуждались итоги пожароопасного сезона и лесовосстановительных работ в 2010 году, было отмечено неудовлетворительное взаимодействие руководителей лесхозов, лесничеств, глав муниципальных образований, арендаторов лесных участков при тушении лесных пожаров.

На том же совещании было решено провести детальный анализ лесных пожаров, установить причины их возникновения и распространения, причины нелокализации пожара в течение первых суток, проанализировать действия руководителей и специалистов Агентства лесного и охотничьего
хозяйств, подрядных и субподрядных организаций, лесных предприятий.

Предлагалось также на базе ОАГУ «Архобллес» и ОГУ «Северная база авиационной охраны лесов» создать специализированное государственное учреждение по авиационной и наземной охране лесов от пожаров.

На том же сентябрьском совещании было решено создать рабочую группу по разработке системы управления по предупреждению и тушению лесных пожаров в Архангельской области.

В ноябре состоялось заседание этой рабочей группы, где было рассмотрено выполнение решений сентябрьского совещания. В ходе анализа причин возникновения крупных лесных пожаров на территории области было отмечено, что существовало несколько объективных факторов, в числе которых не только жаркая сухая погода, но и отсутствие в лесу воды для тушения – пересохли все речки, ручейки, болота, в отдельных случаях воду сбрасывали с вертолётов. Способствовали развитию пожаров сильнейший ветер, труднодоступность территории, где возник пожар, отсутствие надёжной связи. К субъективным факторам следует отнести непонимание рядом арендаторов своих обязанностей по тушению лесных пожаров. Некоторые арендаторы приступали к тушению пожара на вторые-третьи сутки после его возникновения, когда пожар уже вышел из-под контроля.

Отмечено и отсутствие должного взаимодействия наземной и авиационной службы тушения лесных пожаров, органов местной власти.

Исходя из печального опыта лета 2010 года и возникла идея создания единого предприятия, которое занималось бы тушением лесных пожаров на территории области. Однако в ходе обсуждения этой идеи выявилось немало препятствий организационного и финансового характера.

Известно, что схема финансирования лесного хозяйства, в том числе затрат на тушение лесных пожаров, настолько громоздка, медлительна и неэффективна, что просто диву даёшься, до чего горазды на выдумку авторы этой схемы.

Несколько примеров. Допустим, горит по весне сухая трава, и существует реальная угроза, что огонь перекинется на лес. Лесхоз может заниматься тушением травы, вот только расходы на тушение лесхозу не компенсируют. Или: тяжёлая техника тушила пожары в авиационной зоне, и теперь крайне сложно получить средства на ремонт этой техники, поскольку она использовалась при тушении в авиационной зоне. Леса, видите ли, условно поделены на две зоны: первая – тушат пожары наземные силы, вторая – авиационная, тушат парашютисты-пожарные. Потушил пожар не в своей зоне ответственности – возникнут проблемы с компенсацией затрат.

Известно, что предприниматели умеют считать деньги. Над каждым заработанным рублём трясутся. А вот получить компенсацию своих затрат на тушение лесных пожаров не спешат. И вот почему. Процедура получения этой компенсации настолько изящно забюрократизирована, что легче и дешевле отказаться от компенсации, нежели тратить время и деньги на подготовку многостраничного пакета документов для получения компенсации.

При таком раскладе сложно рассчитывать, что и в следующем году арендаторы по первому звонку бросят все свои силы и средства на ликвидацию лесных пожаров.

Самая главная беда нынешней схемы финансирования в том, что у региональной власти отсутствует НЗ (неприкосновенный запас) топлива, продуктов, оборудования, денежных средств для исключительных случаев — при опасности разрастания пожара до крупных размеров или тушении крупных лесных пожаров. В этих случаях, когда счёт времени идёт на часы и минуты, власть должна иметь возможность оперативно привлечь силы и средства на тушение пожара.

В запутанной и забюрокраченной схеме финансирования тушения лесных пожаров создание НЗ не предусмотрено. Вот и выходит огонь из-под контроля, нанося невосполнимый ущерб природе.

В плачевном финансовом состоянии оказалось ОАГУ «Архобллес». Тушить лесные пожары и вести лесное хозяйство на предусмотренной контрактом территории «Архобллес» обязан, но расценки на все эти работы запредельно низкие.

В богатых регионах к каждому рублю, выделенному Рослесхозом на ведение лесного хозяйства, добавляют рубль-два из регионального бюджета. Там деятельность по ведению лесного хозяйства становится прибыльной. Жаль, что тощий бюджет Архангельской области на такие финансовые подвиги не готов.

Вдобавок ко всему «Архобллес» вынужден проводить очередное сокращение численности работающих, а это немалые затраты на различные выплаты сокращённым. Поэтому самый обсуждаемый на заседании вопрос — финансовый: сколько средств выделят на ведение лесного хозяйства (в том числе и на тушение лесных пожаров) областной и федеральный бюджеты. Полной ясности нет.

Прошедшее лето показало, что экономия на лесном хозяйстве выходит боком и оборачивается астрономическим ущербом от лесных пожаров. Поэтому на заседании было предложено каждому члену комиссии в течение недели разработать свои предложения — как область будет бороться с лесными пожарами в следующем году.

Вдобавок ко всему прочему, грядут существенные поправки в многострадальный Лесной кодекс, что делает перспективу лесного хозяйства ещё более туманной.

Сырой слякотной осенью трудно предугадать, каким будет лето – жарким или дождливым, сколько средств потребуется на тушение лесных пожаров. Даже народные приметы не всегда оправдываются.

Но какой бы ни был прогноз, готовиться следует к худшему – жаркому и сухому лету. В федеральном и областном бюджетах необходимо изыскать средства на лесное хозяйство.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 

 


Дата публикации: 22 ноября 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий