Перспективы развития отрасли

На заседании правительства Архангельской области министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Юрий Трубин рассказал о сегодняшнем состоянии дел и его развитии на ближайшую перспективу.

По словам Юрия Германовича, лесопромышленный комплекс входит в тройку лидеров, формирующих половину валового регионального продукта (транспорт и логистика – 16,%, торговля – 16,3%, ЛПК – 11,7%. Источник – Стратегия развития Архангельской области до 2030 года), и находится на первом месте в группе обрабатывающих производств по объёмам отгружаемой продукции и налоговым отчислениям (объём отгруженной продукции за 2009 год — 56%, уд. вес по налогам в 2007 году — 44,5%).

До 2008 года отрасль производила 2 млн. кбм пиломатериалов и столько же целлюлозы по варке. В последующие годы индекс промышленного производства составил в деревообработке 69%, в ЦБП 87% к уровню 2007 года.

 

Влияние кризиса

За два кризисных года было утрачено почти 2 млн. кбм деловой древесины и свыше 600 тыс. кбм пиломатериалов; объём варки целлюлозы упал до уровня 1998 года. Бюджет потерял в кризис 4% доходов от лесного комплекса.

Не удалось избежать увольнения работников. С 2007 года численность занятых в ЛПК сократилась на 32%. Крупные сокращения прошли на Архангельском ЦБК, филиале Группы «Илим», Онежском ЛДК и в «Устьялесе». Особенно заметно снизилась численность работников в лесозаготовках, но здесь наряду с кризисом свою роль сыграла модернизация. Например, за последние годы доля сортиментной заготовки древесины увеличилась вдвое. Только в 2008 году удельный вес сортиментной технологии возрос на 10%. Численность работающих уменьшилась на треть, но при этом на 40% выросла среднемесячная заработная плата.

Часть уволенных находят работу, в том числе в ЛПК. По данным Агентства по труду и занятости Архангельской области, 10% высвободившихся были вновь трудоустроены в лесной отрасли (с октября 2008 года по второе полугодие 2010 года в ЛПК высвободилось 2895 человек, из них трудоустроены 299 человек).

В сфере малого бизнеса в лесопромышленном комплексе трудится 6 тыс. человек, или 20% от общей численности занятых в этом секторе экономики. Малое предпринимательство наиболее развито в Каргопольском, Вельском, Плесецком, Устьянском и Шенкурском районах.

Конечно, кризис крайне негативно отразился на развитии ЛПК, но не стал для него разрушительным – не произошло обвального спада производства и роста банкротств, сохранены производственные мощности и наиболее квалифицированный персонал.

 

Поддержка ЛПК

Большое значение для стабилизации ЛПК имела государственная поддержка предприятий.

В конце 2008 года между Правительством Архангельской области, лесопромышленным бизнесом и организацией профсоюзов работников лесных отраслей было подписано региональное антикризисное соглашение.

В его рамках реализованы конкретные меры, направленные на стабилизацию состояния предприятий. В том числе:  

- по согласованию с федеральными органами на 4 месяца предоставлены отсрочки платежей за аренду лесных участков в сумме 259 млн. рублей;

- привлечены средства феде-рального бюджета 187,4 млн. рублей на развитие лесной инфраструктуры и 100,8 млн. рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам на создание межсезонных запасов, что составило треть суммы по России;

- оказывалась помощь в ускоренном возмещении НДС.

 

Шаги к стабилизации

Рост экспортных цен и государственная поддержка помогли нормализовать обстановку и подготовиться к зимнему заготовительному сезону.

В 2010 году ситуация в ЛПК улучшилась. Производство круглых лесоматериалов в 1 полугодии возросло на 2,7%, а пиломатериалов — на 9% к соответствующему периоду 2009 года. Отмечается уверенный рост производства продукции ЦБП.

Индекс производства в обрабатывающих отраслях увеличился в среднем на 10%. Объём отгруженной продукции вырос в ЦБП на 44%, в деревообработке на 17%. По итогам 1 полугодия в ЛПК получен положительный финансовый результат.

Налогов в бюджет поступило в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года (1309,9 млн. рублей). Сокращается просроченная задолженность по обязательным платежам (на 1 июня 2010 г. в лесозаготовках – 16 млн. руб., или 46% к началу года, обработка древесины и производство изделий из дерева – 18,0 млн. руб., или 71,7% к началу года).

С улучшением финансового состояния предприятия начали гасить долги по лесным платежам. Только за май-июнь задолженность холдингов по аренде сократилась вдвое (на 1 мая — 77,7 млн. рублей, на 1 июля – 36,5 млн. рублей, лесных платежей поступило 209,6 млн. рублей – 67,3% годового мобилизационного плана. С начала года недоимка прошлых лет сокращена на 78,1 млн. рублей).

По предварительным расчётам, к концу года индекс производства в деревообработке составит 103,5%, в ЦБП — 106,5%, будет произведено пиломатериалов на 4%, фанеры на 19%, товарной целлюлозы на 22%, бумаги на 2% и картона на 7% больше, чем в 2009 году.

Позитивная динамика указывает на преодоление острой фазы кризиса. Однако отрасль специализирована на экспорте, а, по данным Архангельской таможни, цены на продукцию в текущем году ещё ниже докризисных.

Разработан консервативный вариант прогноза социально-экономического развития Архангельской области до 2013 года. Согласно прогнозу, в ближайшие годы ЛПК не удастся вернуться на прежние позиции. Исключение составит картон.

В оптимистичном варианте — объёмы производства пиломатериалов и картона превысят докризисный уровень (факт 2007 г. пиломатериалы — 2,2 млн. кбм, бумага — 345 тыс. тонн). Это произойдёт в случае успешной реализации приоритетных инвестиционных проектов в освоении лесов.

Развитие событий по оптимистичному варианту зависит не только от мировых цен на лесобумажную продукцию. Главной проблемой и тормозом в развитии ЛПК становится сырьё.

 

Лесные ресурсы

Дисбаланс спроса и предложения на древесное сырьё угрожает не только новым проектам, но и существующим мощностям. Лесоперерабатывающему комплексу необходимо 16,5 млн. кбм деловой древесины.

Расчётная лесосека области составляет 22 млн. кбм, из которых 2,5 млн. кбм отпускается муниципалитетам по лимитам. Часть лесов остаётся недоступна для промышленного освоения (в одном только Лешуконском лесничестве — 1,8 млн. кбм). В остатке получается 15 млн. кбм деловой древесины (выход деловой из древесины на корню принят 85%).

Таким образом, даже с учётом идеального освоения расчётной лесосеки не обеспечить действующую лесопереработку (завоз из соседних регионов 2,5 млн. кбм).

В то же время под развитие необходимы ресурсы Онежскому ЛДК и Лесозаводу № 3; строится новый завод на базе Вельского ДОК; в том числе из-за отсутствия сырья не работают Архангельский ЛДК № 3 и Лесозавод 23.

Неразвитость дорожной инфраструктуры и ухудшение качества лесов обостряет дефицит и приводит к острой борьбе за сырьё, особенно за пиловочное.

Решать эту проблему придётся в условиях распределённого лесфонда. Более 60% лесфонда закреплено в аренде, при этом хронически не осваиваются 2,5 млн. кбм, или 17% арендованных лесов. Лесфонд должен эксплуатироваться в задекларированных целях, поэтому подход здесь такой: субаренда или перенаём. Такую форму можно отработать во взаимоотношениях между холдингами и бизнесом   муниципального   уровня.

 

Инвестпроекты

Под реализуемые приоритетные инвестпроекты на льготных условиях отведено 9% расчётной лесосеки. В мае текущего года на заседании Правительства Архангельской области обсуждался ход реализации инвестпроектов.

У всех инвесторов отмечены нарушения графика капитальных вложений.

По окончании года последует доклад в Минпромторг России. Реализация приоритетных инвестпроектов жёстко отслеживается Правительством РФ. Если ситуация не изменится, придётся   пересматривать отношения с нарушителями и перераспределять лес, в том числе в пользу других инвесторов. Почти 11% расчётной лесосеки составляет фонд развития малого бизнеса.

Лесной кодекс ограничил аукционы по купле-продаже лесных насаждений. Предоставление ресурсов малому бизнесу в рамках антикризисной программы занятости населения закончится в текущем году. Поэтому профильный комитет областного Собрания депутатов поручил лесному министерству до конца года подготовить предложения по обеспечению малого бизнеса лесными ресурса-
ми. Здесь есть два пути: государственный или муниципальный заказ, что укладывается в схему обеспечения древесиной по областной целевой программе «Активизация индивидуального жилищного строительства», либо развитие аренды. На муниципальном уровне просматриваются тенденции к отказу от сырьевой специализации. Предприниматели готовы взять в аренду лесные участки и организовать глубокую переработку древесины на современном уровне.

Спрос в России на продукцию деревообработки из качественной архангельской древесины высок. Нужно расширять эту нишу. Проанализировать планы развития, социальные аспекты деятельности малых предприятий в районах. Определить приоритеты в поддержке тех или иных предпринимателей лесными ресурсами.

Есть также резервы по муниципальным лимитам. С каждым годом заявки растут, но по ряду районов осваиваются наполовину (2008 год — заявка 3,3 млн. кбм, освоено 1,8 млн. кбм, 2009 год — заявка 2,6 млн. кбм, освоено 1,9 млн. кбм, 2010 год — заявлено 2,4 млн. кбм). Выходит, не нужна в таком объёме зона местного потребления. В ходе переговоров появляются решения, и часть лесных участков передаётся под инвестпроекты.

В результате пересчёта лесосеки на принципах равномерного и неистощительного лесопользования её размер по ряду лесничеств существенно сократился. Для восполнения ресурсов рассматривается возможность увеличить объёмы рубок в усыхающих хвойных массивах и   в   лиственных   насаждениях.

Но указанные предложения могут лишь уменьшить остроту сырь-евой проблемы. Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года ЛПК отнесён к приоритетным секторам экономики. Стабильный рост и развитие сырьевого потенциала может быть обеспечено только реализацией системных мер.

В их числе:

а) инвентаризация и лесоустройство лесов в целях создания объективной информации о наличии лесных ресурсов;

б) интенсивное лесовосстановление на основе увеличения доли искусственного выращивания. На территории области нужно создавать несколько питомников для выращивания сеянцев с закрытой корневой системой. Сегодня ведутся работы по размещению питомника на базе Устьянского ЛПК, выполнено проектирование и инженерная подготовка территории;

в) в перспективе требуется создавать плантационные целевые хозяйства. В Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект о внесении в Лесной кодекс такого вида использования лесов. Если он будет одобрен, регионы с истощённым лесным потенциалом смогут выращивать балансовое сырьё для ЦБП.

 

Инфраструктура ЛПК

Без ускоренного развития лесной инфраструктуры не решить сырьевую задачу. Сегодня промышленники это понимают. Предприятия закупают дорожно-строительную технику, создают собственные дорожные участки. В планах холдингов на 2010 год по-строить 420 км лесных дорог.

В 2008 году Федеральным агентством лесного хозяйства было принято решение привлечь средства федерального бюджета на решение самой острой проблемы отрасли на условиях долевого участия регионов.

В рамках бюджета 2008 года Архангельская область получила на создание лесных дорог противопожарного назначения 72,5 млн. рублей, из бюджета 2009 года – 114,9 млн. рублей. Средства осваивались арендаторами, которые имели необходимые проектные материалы и были готовы софинансировать строительство в размере не менее 40% к бюджетной сумме.

По схеме частно-государст-венного партнёрства в 2009 году в лесфонде было создано 31,7 км лесных дорог. В первом полугодии текущего года на федеральные средства построено 30 км дорог, и до конца года арендаторы должны построить за счёт собственных средств ещё 24 км дорог. Все создаваемые дороги отвечают целям обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Сделана заявка в Рослесхоз на выделение субвенций в сумме 230 млн. рублей в рамках бюджета 2010 года. Ближе к окончанию года станет ясно, будут ли выделены средства на эти цели субъектам Российской Федерации.

 

Отдача от леса

Повышение доходности лесопромышленного комплекса напрямую зависит от его конкуренто-способности. Изношенные основные фонды и устаревшие технологии не позволяют говорить о высоком уровне областного ЛПК.  

В последние годы инвестиции в ЛПК составили около 3 млрд. рублей. Этот показатель не может устраивать, так как в его формировании принимают участие одни и те же предприятия. Остальные не желают или не могут участвовать в инвестиционном процессе.

Поэтому предлагается крупным лесопромышленным компаниям заключить соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с администрацией Архангельской области, где будут обозначены ориентиры развития размещённых здесь активов. Такой формат партнёрства с бизнесом отработан и показал свою эффективность на примере соглашения администрации Архангельской области с Группой «Илим».

Кроме того, основными задачами на ближайшее время станут: разработка концепции долгосрочной целевой программы «Развитие лесного комплекса Архангельской области на 2012-2013 годы», в рамках которой основное внимание будет уделено развитию сырьевого потенциала лесопромышленного комплекса, разработка концепции создания и продвижения регионального брэнда «Архангельский лес».

Будет продолжена реализация проекта использования низкокачественной древесины и отходов лесопереработки в производстве биотоплива.

Осуществление намеченных планов будет способствовать достижению запланированных показателей развития лесопромышленного комплекса, повышению доходности областного бюджета от деятельности ЛПК, выполнению социальных программ.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 27 сентября 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий