Время исправлять ошибки

По «горячим следам» в Архангельске состоялось оперативное совещание, главной темой повестки дня которого стал предварительный анализ ситуации, сложившейся минувшим жарким летом в лесном хозяйстве региона.

Итоги оказались весьма неутешительными. Свалившаяся на северян беда была последствием многочисленных причин: самоуспокоенность, возникшая «благодаря» последним «пожароспокойным» годам, безмятежный прогноз метеорологов, непонятное реформирование (вернее, разрушение) системы управления лесным хозяйством, да и просто всегдашнее нашенское разгильдяйство.   

Вот почему, открывая совещание, курирующий отрасль заместитель губернатора Владимир Шишов напомнил собравшимся об особой государственной важности и остроте обсуждаемой проблемы. Об этом, сказал Владимир Васильевич, свидетельствует и переподчинение Рослесхоза непосредственно федеральному правительству, что возлагает повышенную ответственность на глав субъектов РФ и муниципальных органов исполнительной власти, всех работников лесного хозяйства за обеспечение сохранности федеральной собственности — лесов, за безопасность жителей населённых пунктов, расположенных в непосредственной близости от леса. «Вот на уровне этих требований и подытожим проделанную работу, — анонсировал заместитель губернатора цель мероприятия.

 

Два ЧП

С начала пожароопасного сезона в Архангельской области зарегистрирован 351 лесной пожар, среди них — 16 крупных. Огонь охватил 11800 га леса, средняя площадь пожара составила 33,7 га. Такие данные привёл министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Юрий Трубин. По сравнению с прошлым годом количество пожаров увеличилось в 4,9 раза, а площадь — в 65,8 раза. Локальный режим чрезвычайной ситуации объявлялся дважды: в Виноградовском районе и в МО «Селянское» (Вилегодский район).

В целом по региону режим чрезвычайной ситуации не объявлялся. Благодаря проведённым профилактическим и организационным мероприятиям в нашей области масштабы лесного бедствия оказались гораздо менее серьёзными, чем в целом по стране. На федеральные субвенции было устроено 140 километров минерализованных полос, проведено контролируемое выжигание сухой травы на площади 31 га. Были разработаны и утверждены оперативные планы тушения лесных пожаров по всем муниципальным районам, в соответствии с которыми возможно было привлечь более 5 тысяч человек, 1000 единиц тяжёлой техники, 564 мотопомпы, 3200 ранцевых опрыскивателей. Заключён государственный контракт на мониторинг лесов с воздуха с Северной базой авиационной охраны лесов.

 

А деньги где?

Между тем, необычная жара выявила ряд проблем. Так, министр Юрий Трубин справедливо считает, что тушение лесных пожаров — это федеральные полномочия, которые делегируются регионам вместе с финансированием. Финансирование же определяется на основе прошлогодних затрат на обнаружение и тушение лесных пожаров. Несколько последних лет в Поморье стояла дождливая погода, пожаров было немного, соответственно федеральные субвенции в регион на тушение лесных пожаров с каждым годом сокращались.

И в 2010 году Архангельской области было выделено лишь 47 млн. рублей, ещё 11 млн. рублей осталось в резерве с прошлого года. Но большая часть этих средств была израсходована ещё в мае, пришлось в Рослесхозе запрашивать дополнительное финансирование. Первая областная заявка (на 25 млн. рублей) была удовлетворена только в августе. Кроме того, в начале июля на тушение лесных пожаров из резервного фонда правительства области было выделено ещё 10 млн. рублей. А денег на работы по пожаротушению требовалось значительно больше.

В настоящее время в Рослесхозе находится на рассмотрении заявка Агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области на дополнительное финансирование в размере 75 млн. рублей (поступило 34,9 млн.). В общей сложности на работы по обнаружению и ликвидации лесных пожаров в области было затрачено около 160 млн. рублей.

По мнению Юрия Трубина, существующий механизм финансирования обнаружения и ликвидации лесных пожаров «не очень удачный». Оптимальным было бы выделение финансирования исходя из общей площади лесов в регионе, а также анализа пожароопасной ситуации на протяжении не одного последнего года, а более длительного периода. При такой схеме можно было бы финансировать пожароопасные мероприятия по мере необходимости, в разгар лета, а не в сентябре-октябре.

 

Арендаторов к ответу!

Серьёзные претензии, также отметил министр, есть и к некоторым арендаторам лесных участков: недостаток оперативности, отсутствие адекватной оценки опасно-сти, исходящей от пожаров. Так, в ООО «АПК Котласский» поздно отреагировали на угрозу пожара, не запросили вовремя поддержку района и оперативных служб. В результате небольшой очаг, который можно было локализовать на ранней стадии, разросся до 2 тыс. га. В настоящее время анализируется информация об участии каждого из арендаторов в пожаротушении. Те предприятия, которые не соблюдают договорные обязательства, будут строго наказаны, вплоть до расторжения договора аренды лесных участков.

Впрочем, сказал Юрий Трубин, крайне сложно проконтролировать готовность того или иного лесопользователя к сухой и жаркой погоде. В соответствии с законом о защите прав потребителей Агентство лесного и охотничьего хозяйства имеет право проверять арендаторов не чаще одного раза в три года, а леса горят каждый год. Поэтому правительство области предлагает внести поправки в федеральное законодательство с тем, чтобы разрешить проводить проверки арендаторов ежегодно. Министр также был возмущён тем, что в период разгула лесных пожаров многие руководители местных органов лесного хозяйства пребывали в отпусках, из которых их срочно пришлось отзывать.

 

Лес без присмотра

По мнению директора Агентства лесного и охотничьего хозяйства Андрея Костина, есть несколько причин критической ситуации. Среди них он назвал реформирование органов лесного хозяйства, что разделило деятельность бывших лесхозов на управленческую и хозяйственную. Однако на практике новую систему испытать не довелось. Мизерная зарплата, неуверенность в завтрашнем дне заставили наиболее опытных, умеющих профессионально тушить лесные пожары работников уйти из лесхозов-филиалов в лесничества. И не переданные в аренду леса остались без надлежащего присмотра и контроля. Оказалась разрушенной устоявшаяся система связи. А мобильная (включая спутниковую) часто давала сбои, а временами и совсем не работала.

На местах не было чёткого понимания — кто конкретно является организатором и руководителем тушения лесного пожара. Кроме того, возникли большие проблемы с финансированием этих срочных работ. Согласно законодательству, Агентство не может оплачивать заключённые госконтракты по фактическим затратам. А заключение новых в угрожающей и стремительно развивающейся ситуации требовало немало времени, упускать которое было опасно. Поэтому, сказал Андрей Костин, в федеральном законодательстве необходимо прописать возможность для органов лесного хозяйства оплачивать государственные контракты по тушению таёжных пожаров по фактическим расходам.

Между тем, подчёркивалось на совещании, ситуация с оплатой выполненных подрядчиками и субподрядчиками работ по ликвидации лесных пожаров в области остаётся напряжённой.

 

Денег не надо?

Так, на 1 сентября в Агентство лесного и охотничьего хозяйства поступило первичных отчётных документов, подтверждающих затраты на обнаружение и тушение лесных пожаров, на сумму 5 млн. 886 тыс. рублей. В основном — по возмещению расходов Северной авиалесоохраны. А к оплате затрат авиабазы принято только 1 млн 710 тыс. рублей. В расчётах с другими организациями ситуация ещё хуже. Почему? Представленные с мест в Агентство первичные бухгалтерские документы часто не принимаются по причине недопустимых и многочисленных исправлений, подчисток, просто неправильного оформления.

Нарушаются установленные нормативными актами сроки представления документов. А многие предприятия вообще не представили документы на возмещение затрат по тушению лесных пожаров, а значит, люди не получили оплаты за свой труд. «Такое отношение к участникам борьбы с лесными пожарами недопустимо, — предупредил заместитель губернатора. — Люди работали не считаясь со временем. Необходимо расплатиться с ними в кратчайшие сроки!».

 

Обошлись без самокритики

В целом же обсуждение главной темы повестки дня совещания не отличалось соответствующим обстановке самокритичным настроением. Звучали ссылки на «аномальную жару», дефицит финансовых технических средств пожаротушения, нехватку профессиональных специалистов... Однако складывалось впечатление, что руководители лесхозов-филиалов «Архобллеса», Северной авиационной базы охраны лесов, других «пожарных» организаций, муниципальных органов исполнительной власти не сделали выводов из горячего лета, у них нет конструктивных предложений как избежать кризисной ситуации в новом году. Для выработки чётких и экономически обоснованных решений   Владимир Шишов отпустил им несколько дней.

Среди важных превентивных мер, намеченных на совещании, — проект по созданию в Архангельской области единого специализированного государственного предприятия для тушения лесных пожаров с земли и с воздуха. Кроме того, до 1 января 2011 года планируется сформулировать и направить в Госдуму Российской Федерации поправки, оптимизирующие финансирование работ по тушению лесных пожаров. «Пожарные должны думать как бороться с огнём, а не о том, где найти финансирование», — так сформулировал смысл поправок Юрий Трубин. В настоящее время заказчик тушения лесов должен ежегодно проводить конкурс и заключать контракты.

В соответствии с Лесным кодексом тушением пожаров на арендованных землях должны заниматься сами лесопользователи. Понесённые ими затраты впоследствии компенсируются из федерального бюджета.

 

Ужесточат наказание?

Уголовный кодекс РФ пополнится новой статьёй, по которой за несвоевременное принятие необходимых мер по тушению лесных пожаров губернаторы и муниципальные начальники могут лишиться должности, а их полномочия будут временно передаваться федеральным или региональным органам власти. Об этом сказано в перечне поручений, подписанных президентом по итогам совещания по лесному хозяйству 8 сентября.

По мнению Дмитрия Медведева, прошедшие пожары выявили не только несовершенство Лесного кодекса, но и беспомощность властной вертикали. Отсутствует механизм временного изъятия полномочий у региональных и муниципальных властей, не исполняющих своих обязанностей по тушению лесных пожаров, и привлечения руководителей регионов и муниципалитетов к персональной ответственности.

Президент поручил внести в законодательство изменения, «предусматривающие привлечение к ответственности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и глав муниципальных образований за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей с временной передачей их полномочий федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации)».

Правительству поручено также ввести уголовную ответственность за уничтожение или причинение ущерба лесам в крупном размере. Сейчас такая ответственность установлена только в отношении заповедников и заказников. Нарушение режима особо охраняемых зон с причинением крупного ущерба может наказываться штрафом до 200 тыс. рублей, запретом занимать определённые должности на срок до трёх лет, либо обязательными работами на срок до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (ст. 262 УК РФ).

Размер ущерба, причинённого обычным лесам, в УК РФ сейчас особо не оговаривается. Будут увеличены штрафы за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а в КоАП предусмотрена
особая статья за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима. Так распорядился президент.

Порядок взаимодействия органов власти всех уровней и местного самоуправления по предотвращению чрезвычайных ситуаций должен быть прописан законодательно, считает глава государства. На пленарном заседании Госдумы должно быть принято решение о создании комиссии, которая будет готовить изменения в федеральные законы.

Пришло время исправлять ошибки.

Валерий ЩИПУНОВ.


Дата публикации: 27 сентября 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий