Что делать с должниками?

Архангельская область по сумме задолженности уплаты аренд ных платежей занимает второе место по Северо-Западу РФ, ус тупая пальму первенства лишь Республике Карелия.

Известно, что минимальная став ка платы за древесину на корню идёт в федеральный бюджет, а превышение над минималкой — уже в региональный.

Есть ещё одна особенность: если от суммы арендных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, почти 90% возвращается в регион на исполнение полномочий по ведению лесного хозяйства, то от суммы, перечисленной в областной бюджет, возвращается на ведение лесного хозяйства лишь малый процент. Так решили областные законодатели.

В период кризиса пострадал не только бизнес, большие финансовые потери понёс и областной бюджет. Поэтому губернатор, пра вительство области, областное Соб рание депутатов уделяют самое серьёзное внимание наполнению областного бюджета.

Одним из источников формирования областного бюджета является лесной доход – в том числе арендные платежи. Так, в 2009 году в областной бюджет перечислено 388,7 млн. руб. Федеральной властью полномочия по ведению лесного хозяйства, в том числе и по администрированию арендных платежей, переданы региону, а именно агентству лесного и охотничьего хозяйства.

Наш корреспондент обратился к руководителю агентства Николаю Кротову, чтобы выяснить, ка ким образом накопилась общая задолженность по арендной плате в сумме 424,5 млн. руб. и что делается, чтобы сократить эту задолженность.

По словам Николая Кротова, нет необходимости объяснять важность наполнения областного бюджета. Повышающий коэффициент для исчисления арендной платы для Архангельской области — 1,7. Если арендная плата в среднем по области 69 руб. за 1 кбм, то в областной бюджет с каждого кубометра поступает в среднем 48 руб.

Лес – ценнейший ресурс, при этом плата за него в себестоимости продукции у лесозаготовительных предприятий составляет приблизительно 8-10%, у лесопереработчиков — около 5%. Как видим, размер арендной платы вполне разумный и не является разорительным для предприятий ЛПК.

На сегодняшний день задолжен ность по арендной плате составляет солидную сумму 424, 5 млн. руб. Из них 68,6 млн. руб. — это безнадёжная задолженность, накопленная за последние несколько лет, и долги предприятий-банкротов, которых уже не существует. Однако эта задолженность не списывается и висит тяжёлым бременем на шее агентства лесного и охотничьего хозяйства как нежела тельное наследство одноимённой федеральной структуры.

Когда разразился мировой финансовый кризис и экономическое состояние предприятий ЛПК заметно пошатнулось, губернатором области было принято решение отсрочить уплату арендных платежей на полгода. Половина лесопользователей этот шаг региональной власти восприняли правильно – как льготный беспроцентный полугодовой кредит, и когда пришло время платить по счетам, они выполнили свои обязательства — возвратили долг.

Другие решили, что теперь арендные платежи можно вовсе не платить. Поэтому губернатором области дано поручение агентству лесного и охотничьего хозяйства взыскать в судебном порядке задолженность по арендной плате и расторгнуть договоры аренды лесов с недобросовестными лесопользователями.

Что касается приоритетных ин вестиционных проектов, то один из холдингов, получив без аукциона право на заключение договоров аренды очень крупных участков леса, весьма настойчиво стремится уклониться от уплаты части арендных платежей, поступающих в областной бюджет. Более того, этот холдинг далеко не в полном объёме выполняет принятые на себя обязательства по инвестированию заявленного инвестпроекта.

У региональной власти возникает закономерный вопрос: нужен ли такой инвестроект региону, если инвестор не хочет наполнять   областной бюджет, не вкладывает средства в модернизацию производства, как это заявлено в инвестпроекте. При этом получая лес без аукциона по баснословно низкой цене.

Более того, за последние годы леспромхозы этого холдинга неоднократно проходили процедуру банкротства, оставляя после себя долги, в том числе и по арендной плате.

Не исключена вероятность, что региональные власти обратятся в федеральные структуры с предложением лишить статуса приоритетного инвестиционный проект данного холдинга и ещё ряда компаний, не выполняющих принятые на себя обязательства.

В области есть немало предприятий, готовых взять в аренду лесфонд, платить арендные платежи за тот лесфонд, который зарезервирован для инвесторов.

По словам Николая Кротова, судебные тяжбы по взысканию арендных платежей длятся долгие месяцы, а то и годы. Таким образом, недобросовестные лесопользователи фактически за счёт государства, в том числе за счёт областного бюджета, получают очень выгодный кредит по ставке рефинансирования.

Когда же подходит время по-следнего судебного заседания, такой арендатор приносит документ, подтверждающий уплату задолженности по аренде лесов.

Между тем в Лесном кодексе чётко прописано, что пропуск двух сроков по уплате арендных платежей является основанием для расторжения договора аренды лесов, поэтому сейчас агентством лесного и охотничьего хозяйства нарабатывается судебная практика не только по взиманию арендных платежей, но и по расторжению договоров аренды лесов.

Видимо, лишь реальная угроза остаться без лесфонда вынудит недобросовестных лесопользователей в полном объёме и в установленные законом сроки вносить арендные платежи.

Cергей КОНДРАТЬЕВ.

 

Наша справка

Общая задолженность по аренд ной плате за использование лесов по состоянию на 01.05.2010 составляет 424,5 млн. руб., в том числе:

­ в федеральный бюджет — 265,9 млн. руб.;

­ в бюджет субъекта — 158,6 руб.

За 1 квартал 2010 года задол женность по арендной плате про шлых периодов уменьшена на 110 млн. руб.

Общая сумма безнадёжной к взысканию задолженности по предприятиям­банкротам, исключённым из ЕГРЮЛ по решению арбитражного суда, на 01.05.2010 составляет 68,6 млн. руб., в том числе:

­ в федеральный бюджет — 52,3 млн. руб.,

­ в бюджет субъекта — 16,3 млн. руб.

Для сравнения:

общая сумма безнадёжной к взысканию задолженности на 01.01.2007 составляла 60,4 млн. руб., в том числе:

­ в федеральный бюджет — 45,0 млн. руб.;

­ в бюджет субъекта — 15,4 млн. руб.

Платежи за пользование лесным фондом за 2009 год в бюд жетную систему РФ составили в сумме 979,8 млн. руб., в том числе:

­ в федеральный бюджет — 591,1 млн. руб.,

­ бюджет субъекта — 388,7 млн. руб.

Ожидаемые показатели на 2010 год платежей за пользование лесным фондом в бюджетную систему РФ составляют 996,2 млн. руб., в том числе:

­ в федеральный бюджет — 608,2 млн. руб.;

­ в бюджет субъекта — 388,0 млн. руб.

С декабря 2009 года по настоящее время в арбитражный суд Архангельской области направлено 27 исковых заявлений на расторжение договоров аренды за невнесение арендных платежей, из них расторгнуто по решению суда 4 договора, по 9 искам судом отказано в связи с погашением задолженности на сумму 21,5 млн. руб.

Кроме того, за 2009 год расторгнуто 17 договоров по соглашению сторон.

Выделение лесосечного фонда для инвестпроектов.

В Архангельской области реализуется 5 приоритетных инвестиционных проектов в освоении лесов. Заключено 19 договоров аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в освоении лесов на площади 1074,8 тыс. га с ежегодным объёмом заготовки 1154,4 тыс. кбм. Находятся на согласовании и в стадии заключения договоры аренды лесных участков общим объёмом заготовки 337,2 тыс. кбм.

Источники финансирования агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области в 2010 году на выполнение полномочий в сфере лесных отношений, охране и использованию объектов животного мира:

из областного бюджета — 31,1 млн. руб. (для ОГУ «Авиалесоохрана»);

из федерального бюджета — 395,8 млн. руб.;

всего — 426,9 млн. руб.


Дата публикации: 15 июня 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий