Каменный уголь в отставку?

На лесном форуме в Санкт-Петербурге наш корреспондент встретился с руководителем департамента лесного комплекса Архангельской области Николаем Кротовым  и попросил рассказать, чему будет посвящено его выступление на конференции лесного форума «Развитие лесного комплекса России: современное состояние и перспективы». Вот что сказал Николай Степанович.

Как отмечено в Концепции Стратегии долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, одной из тенденций мировой экономики, которые в ближайшие 10-15 лет окажут серьёзное влияние на социально-экономические процессы в стране, станет «преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счёт энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии».

Поэтому одной из задач перехода к инновационному развитию экономики Российской Федерации стоит диверсификация топливного баланса страны с использованием возобновляемых источников энергии.

Развитие Северо-Западного р егиона непосредственно связывается с решением данной задачи, так как здесь имеются все предпосылки для развития индустрии альтернативных видов топлива. И Архангельская область как представитель северных территорий, где вопросы энергетики относятся к жизнео беспечивающим, может и должна принять самое активное участие в этом процессе.

У региона есть все основания д ля того, чтобы реализация стратегических планов правительства по использованию возобн овляемых источников энергии началась именно с территории Архангельской   области.

Наше главное преимущество в этом – лесные ресурсы, которые являются наиболее доступным энергоносителем. По своим характеристикам древесное топливо – более экологичное и дешёвое по сравнению с углеводородным и ископаемым сырьём, а его энергетический потенциал м аксимально приближен к показателям низкосортных углей.  

В Архангельской области сосредоточено четверть запасов д ревесины Северо-Западного федерального округа в объёме 2,5 млрд. кбм.

В области работает мощный лесной комплекс, от деятельности которого образуется около 5 млн. кбм древесных отходов. При этом расчётная лесосека в размере 22 млн. кбм вырубается только наполовину, значит, потенциально ресурс ещё больше.

Спектр отходов широк: от лесосечных при заготовке и пер вичной обработке древесины
до отходов деревообработки.

Около 2,5-3 млн. кбм отход ов формируется в крупных центрах лесопереработки. Приблизительно 60% этих отходов   утилизируется в ведомственных котельных предприятий. Наиболее эффективные предприятия ЛПК ещё несколько лет назад заменили угольные и мазутные котлы на кородревесные установки и сегодня не зависят от привозного топлива.

Более 2 млн. кбм древесных о тходов рассредоточены по территории области. Из них наибольшую проблему представляют отходы от малых лесопильных производств, где используются примитивные технологии. Получаемые здесь отходы в объёме около 0,5 млн. кбм скапливаются на свалках, создавая пожароопасную обстановку, негативно влияя на экологию.

Утилизация отходов перераб отки необходима в первоочередном порядке, но наряду с ними таким же реальным ресурсом для развития биотопливной отрасли служит низкосортная древесина на корню.

Архангельская область относится к территориям с деформированным лесохозяйственным потенциалом. За годы эксплуатации лесные ресурсы изменились, поэтому мы вынуждены ставить принципиально иные задачи и приоритеты, нежели  в   предыдущие   десятилетия.

Сегодня товарная структура эксплуатационных лесов находится в диспропорции с необходимым лесопереработке составом сырья. Проще говоря, предл ожение низкокачественного балансового сырья в Архангельской области превышает спрос. Д анный избыток формируют несколько источников.

Первый. С годами в товарной структуре увеличивается доля малого диаметра древесины.

Второй. В междуречье Севе рной Двины и Пинеги на площади 2 млн. га с запасом 200 млн. кбм д ревесины происходит усыхание с таровозрастных ельников. В результате сплошных санитарных рубок, объём которых за последние пять лет увеличился в 10 раз, здесь заготавливается до 1,5 млн. кубометров сухостойной балансовой древесины.

Третий. Хвойные породы (на вырубках юга и центра области) заменяются на лиственные. За последние 40 лет запас этой древесины, которая в основном также низкокачественная, увеличился в 3,5 раза. Внутриобластной рынок лесных товаров перенасыщен дешёвыми лиственными балансами.

Таким образом, в суммарном выражении Архангельская обл асть уже сегодня может предложить для использования в биоэнергетике около 2,5-3 млн. кбм низкосортной древесины. Эта з адача наилучшим образом совм ещается с приоритетами развит ия новых отраслей, которые определены Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года.

Кроме того, ещё в 2006 году по итогам совещания в Сыктывкаре Владимир Владимирович
Путин поручил расширить применение энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики.  

Это направление более чем а ктуально для Архангельской обл асти, где коммунальная энергет ика работает на завозных энергоносителях и лишь частично и спользуется древесное топливо в виде щепы, дров и древесных отходов.

В результате энерготарифы в Архангельской области – одни и з самых высоких в СЗФО. Р асходы областного бюджета н а коммунальную энергетику в 2009 году составят 1,7 млрд. р ублей, в том числе 125 млн. р ублей на закупку и доставку 4 2 тыс. тонн каменного угля
в труднодоступные населённые п ункты районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками   завоза   грузов.

Большая часть расходов на коммунальную энергетику — это компенсация убытков энергоснабжающим предприятиям от государственного регулирования т арифов на тепловую и электрическую   энергию.

Таким образом, разработка и реализация данного проекта преследует две основные цели: повышение эффективности использования лесных ресурсов Архангельской области в комплексе с диверсификацией лесопромышленного производства.

Модернизация коммунальной энергетики региона и успешная реализация проекта позволит решить задачи:

- рационального, комплексного использования лесных ресурсов;

- освоения новых видов продукции;

- создания рабочих мест в сельской местности;

- снижения стоимости тепловой и электрической энергии;

- оптимизации расходов регионального бюджета на завоз топлива.

Для решения поставленных задач предлагается:

- строительство 7 заводов по производству древесных гранул и брикетов производительностью 35 тыс. тонн в год каждый с организацией лесозаготовит ельных подразделений для восполнения недостающего объёма п окупных древесных отходов. Общая стоимость оборудования и строительно-монтажных работ (СМР) данной части проекта составит 2,1 млрд. рублей;

- реконструкция/модернизация 34 угольных и дровяных котельных на сжигание отходов
деревообработки и пеллет с част ичной реконструкцией сетей теплоснабжения. Стоимость работ оценивается в 419 млн. рублей, включая оборудование и СМР;

- установка 26 новых котельных для сжигания отходов от деревообработки на сумму 420 млн. рублей, включая оборудование и СМР;  

- строительство 50 локальных котельных для муниципальных административных зданий, объектов здравоохранения, образования и культуры. Требуемый объём капиталовложений — 631 млн. рублей с учётом оборудования и СРМ;

- строительство одной мини-Т ЭЦ на древесном топливе т епловой мощностью 12 МВт
и электрической мощностью 4,5 МВт в селе Лешуконское Архангельской области в комплексе с созданием лесозаготовительного предприятия. Расходы на данный проект оцениваются в р азмере 1056 млн. рублей вместе с   оборудованием   и   СМР.

О бщая стоимость реализации проекта по всем направлениям плюс разработка бизнес-плана и проектно-сметной документации составит 5 млрд. рублей со с роком окупаемости около 7 ле т.

Источниками финансирования проекта могут служить:

- средства российских лизинговых компаний – оборудование и техника;

- региональные программы реформирования системы ЖКХ, к апитального строительства, внебюджетное финансирование, частные инвестиции управляющих компаний;

- частные инвестиции, внебюджетные источники, средства иностранных финансовых институтов на программы «более чистого производства», «ресурс осбережения», «углеродного кредитования» – бизнес-планирование и разработка проектно-сметной документации;

- субсидии федерального бюд ж ета по процентным ставкам по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели реализации проекта.

К роме того, проект комплексно решает межотраслевые экономические и социальные задачи, являясь по сути региональным инвестиционным проектом. Инструментом государственной поддержки таких инфраструкт урных проектов являются средства Инвестиционного фонда   Российской   Федерации.

Реализация проекта только на строительстве мини-ТЭЦ в   селе   Лешуконское   позволит:

- сэкономить на завозе топлива около 200 млн. рублей ежегодно;

- сократить расходы областного бюджета на компенсацию разницы в тарифах на 110 млн. рублей в год;

В других районах Архангельс кой области осуществление проекта позволит:

- сократить затраты бюджета на завоз топлива на 110-120 млн. рублей в год;

- уменьшить расходы областного бюджета на компенсацию разницы в тарифах;

- снизить стоимость 1 Гкал на 200-500 рублей, что в целом позволит сэкономить на стоимости тепловой энергии примерно 80 млн. рублей;

- увеличить поступления в бюджеты платежей от аренды или продажи земли, подоходного налога.

В результате осуществления проекта в Архангельской област и может быть создано около 800 новых рабочих мест, в том числе 700 на заводах по производству гранулированного топлива.

Р еализация проекта позволит снизить потребление каменного угля и сократить годовой в ыброс вредных веществ в колич естве, эквивалентном 270,6 тыс. тонн СО2.

Отказ от размещения отходов деревопереработки на свалках и включение их в промышленный оборот позволит сократить выбросы парниковых газов в углеродном эквиваленте около 1 млн. тонн за 10 лет.

Кроме того, модернизация коммунальной энергетики Архангельской области и оптимизация энерготарифов даст толчок росту промышленного производства, позволит увеличить степень освоения лесных р есурсов северо-востока области в комплексе с развитием транспортной   сети   территории.

Понимая необходимость инновационных подходов к решению проблем экономического развития Архангельской област и, которую диктует сегодня время и ситуация, мы начали
работать над этой идеей ещё с н ачала года, и наши предложения нашли понимание и поддержку в Федеральном агентстве лесного хозяйства. В настоящее время отраслевыми НИИ выполняется научно-исследовательская работа по обоснованию программы использования древесной биомассы для производства биотоплива на примере Архангельской области.

И ещё. Если говорить об усп ешном становлении отрасли биоэнергетики, то одновременно необходимо решать задачи сопутствующего развития машиностроения. В нашем регионе эти задачи могут с успехом решать предприятия бывшего ВПК   и   ЛПК.


Дата публикации: 26 октября 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий