Image

Сохранить субсидии на экспорт леса

7 октября 2024

Транспортная доля в стоимости пиломатериалов, которые идут на экспорт, выросла на предприятиях СЗФО до 40% и более. В связи с этим лесопромышленники просят сохранить транспортные субсидии государства на поставки леса за рубеж, а также сделать их получение более справедливым и удобным в техническом плане.

Господдержка необходима для возвращения прежнего объёма продаж леса на внешних рынках. По итогам 2023 года производство в сфере ЛПК «подросло» на один процент – это незначительный, но всё-таки плюс. При этом достигнуть его удалось в основном благодаря увеличению внутреннего спроса, так или иначе компенсировавшего 30-процентное падение экспорта.

- Мы, конечно, не можем терять внешние рынки, так как понятно, что внутренние насытятся в определённый момент, – отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров. – Чтобы развиваться и оставаться на современном уровне, достойном нашей лесной базы, нам, безусловно, экспортом с конца 2024 года–2025 года надо заниматься принципиально по-­другому.

Отметим, что транспортные расходы сильнее всего «бьют» по пеллетам – экспортная логистика делает их практически нерентабельными. Достаточно сказать, что стоимость доставки древесных гранул за рубеж сравнима со стоимостью самой продукции и даже выше её.

К примеру, при отправке в Южную Корею цена тонны архангельских пеллет составляет 110 долларов, а транспортировка – 120. То есть на каждой тонне бизнес терпит убыток. Поэтому лесопромышленники просят оставить транспортную субсидию и на пеллеты, предлагая разработать по ним отдельную программу поддержки.

- Предлагаю на все пеллеты выделить субсидию, чтобы работать хотя бы по себестоимости. Выделить на три года – для того, чтобы у нас было время переориентироваться, – говорит глава лесного холдинга Архангельской области Владимир Буторин.

Переориентация уже началась. Для того чтобы не скапливать на своих территориях «опилковые горы» из-­за падения европейского спроса на пеллеты, архангельский бизнес начал частично замещать пеллетное производство на выпуск более дешёвых топливных брикетов: для этого сейчас устанавливаются специальные прессы, позволяющие компоновать из древесных отходов своего рода топливные «поленья». Брикеты хороши для небольших муниципальных котельных – они дают значительно больше тепла, чем дрова.

Тем не менее пеллеты востребованы на восточный экспорт, а значит, их нельзя списывать со счетов. Как и высокозатратные поставки пиломатериалов по Северному морскому пути. В Архангельской области для этого начали действовать два новых сервиса – прямые поставки в Китай и субсидируемые каботажные рейсы в порты Дальнего Востока по СМП.

«Но без субсидирования транспортных расходов лесного бизнеса – это дорогие пути. Хотя мы ведём переговоры о снижении себестоимости, в том числе с китайской стороной», – напомнили в правительстве Архангельской области.

Проблема в том, что на торговых весах «Китай–Поморье» самые тяжёлые «гирьки» находятся пока на чаше импорта. Причём Поднебесная не случайно выбрала Архангельск для транспортировки своих грузов по СМП и далее, вглубь России – в КНР надеются на обратную загрузку лесом и продукцией из него.

«Поэтому они готовы давать большой дисконт, чтобы идти назад не порожняком, а использовать для обратной доставки наши грузы», – пояснили власти региона.

А представители ЛПК просят отрегулировать также процесс получения транспортной субсидии. В этом году он больше напоминал компьютерный файтинг, в котором игроки побеждают по принципу «кто первым нажал на enter». В намеченный день конкурса через 65 секунд после старта все деньги на площадке кончились!

- Это превратилось в шоу, в унизительную для бизнеса процедуру, – рассказывают представители сферы ЛПК. – В три часа ночи наши специалисты начинают готовить документы, в девять утра «нажимают на кнопку», но в три секунды компьютер даёт сбой, и 660 млн. рублей, на которые мы так рассчитывали, предприятие не получает.

Отметим, что из-­за сбоя на площадке не смогли получить государственную помощь многие компании. В правительстве России эти замечания учли: процесс предоставления субсидии предприятиям ЛПК планируется перевести с третьего квартала 2024 года на заявительный и авансовый характер, прекратив «безудержную гонку по принципу: кто первый – тот и победил». Отбирать претендентов для субсидирования планируется на основе экспортных планов предприятий.

Государство прислушалось и к ещё одному предложению лесных экспортёров – об отмене вывозной таможенной пошлины на газетную бумагу и интерлайнер (упаковку высшего качества). Тем временем архангельские производители картона намекают, что в конце 2024 года возможен профицит этой продукции на внутреннем рынке, а снижение пошлины на картон помогло бы наладить его поставки за рубеж.

Юрий Айвазов, генеральный директор группы компаний «Карелия Палп»:

- Государство вывело из-под действия экспортных пошлин газетную бумагу и интерлайнер – это важная для нас мера, она позволила сохранить рентабельность поставок на экспорт. Сейчас актуальна также поддержка в виде возможных скидок на доставку круглых лесоматериалов внутри страны: важно увеличивать доступность межрегиональных перевозок, чтобы эффективно использовать всю железнодорожную инфраструктуру. Господдержка нужна и в части инвестиций в лесозаготовительную деятельность.

Мы по-­прежнему зависим от импортных поставок лесозаготовительной и лесовозной техники. Я считаю, что временная отмена утилизационного сбора сроком на три года до появления на рынке качественных отечественных разработок в промышленных масштабах и разработка программы компенсации лизинговых ставок при приобретении техники, в том числе импортной, была бы отличным подспорьем.

В противном случае ключевая ставка в сочетании с высокой стоимостью импортной техники будет препятствовать реинвестированию в основные фонды в области лесозаготовки, а это приведёт к дефициту сырья и увеличению его стоимости и, как следствие, снижению рентабельности готовой продукции по всей технологической цепочке.


Татьяна Сухановская, «Российская газета».

Опубликовано в "Лесной Регион" 15(348)

Другие новости по теме:

Другие новости

image
22 мая 2023
Лес гнётся под санкциями
Читать >
image
10 сентября 2018
Экспорт круглого леса падает!
Читать >
image
23 октября 2023
Лесоэкспорт медленно трансформируется
Читать >
image
9 октября 2023
Лес прорубился через границу
Читать >