Мне сверху видно всё, пожар, ты так и знай!

Накануне пожароопасного сезона вполне логично рассказать об интересной и очень ответственной специальности – лётчик-­наблюдатель Авиалесоохраны.

Летать в небе, наблюдая с высоты птичьего полёта красоту окружающей природы – это так романтично: голубое небо, самолёт, скорость… мечта. А как в действительности? Немного расскажем об этом.

С наступлением пожарной опасности в лесах Вологодской области лётчики-­наблюдатели выполняют в составе экипажа авиационное патрулирование лесов на самолёте Ан-­2 – основной «рабочей лошадке» лесных авиапожарных. Уже более 70 лет несёт свою, без преувеличения, героическую вахту этот тип самолёта, созданный великим авиаконструктором Олегом Константиновичем Антоновым.

Неприхотливый, простой в обслуживании, надёжный самолёт способен выполнять продолжительные (до 8 часов) полёты на одной заправке, приземляться в обычном поле на площадки ограниченных размеров, тушить пожары с воздуха, десантировать парашютистов, а также решать другие задачи при выполнении авиационных работ. Каждый лётчик-наблюдатель с профессиональным уважением относится к этому самолёту.

Лётчик-­наблюдатель в полёте ведёт наблюдение за лесопожарной обстановкой, обнаруживает любые возгорания в лесу, производит идентификацию лесных пожаров. При необходимости (труднодоступная местность) производит десантирование парашютно-пожарной группы и средств пожаротушения к месту пожара. Ежедневно контролирует ситуацию на действующих, ранее обнаруженных пожарах и принимает оперативные решения о необходимости расстановки сил и средств на пожарах с учётом их развития, отрабатывая по радиосвязи совместные действия с наземными работниками лесной охраны.

Авиапатрулирование лесов в летний период выполняется не каждый день. Поднимется ли патрульный самолёт в небо, зависит от класса пожарной опасности в лесу по условиям погоды. При первом классе горимость отсутствует, значит, авиапатрулирование не требуется. При втором классе – полёты выполняют через день. При третьем – один раз в день, а при четвёртом – дважды в день. При пятом, чрезвычайном классе пожарной опасности – лётчики-­наблюдатели обязаны выполнять целых три полёта по установленному маршруту, а это лётная работа с утра и до вечера!

В Вологодской базе авиационной охраны лесов трудятся 3 лётчика-наблюдателя, используется не менее 3-х самолётов Ан­-2, базирующихся в летний период в Белозерске и Кичменгском Городке. Работы у них всегда хватает. Общая площадь охраняемой территории области более 11,5 млн. гектаров, а продолжительность одного вылета составляет обычно около 5 часов. За это время воздушное судно преодолевает расстояние в 900 километров, расходуя при этом 800 литров авиационного бензина.

При обнаружении дымовой точки выполняется разворот самолёта в направлении на неё, производится осмотр пожара, определяется его точное местонахождение и площадь, динамика развития и возможные риски распространения. Лётчик-­наблюдатель принимает решение о способах и тактике тушения, необходимых силах и средствах, возможности использования наземной техники и путях подвоза и подхода наземных лесопожарных команд, а также о месте приземления и порядке работы на пожаре группы парашютистов-­пожарных. На лётчике-наблюдателе лежит огромная ответственность за правильность принимаемых решений, точность расчётов на десантирование и координацию действий на пожаре наземных и авиационных работников лесного хозяйства.

Работа лётчика-наблюдателя требует учёта множества факторов. Например, выбор в полёте на высоте 1000 метров точки десантирования парашютистов-­пожарных таким образом, чтобы их приземление завершилось на оптимально выбранную площадку или место. Ведь в случае неточного расчёта или изменении погодных и ветровых условий смещение в сторону пожара при приземлении связано с большим риском для жизни парашютиста. Приземление вдали от пожара тоже создаёт определённые трудности, так как весь тяжёлый груз лесопожарного имущества, десантированного в грузовых контейнерах, придётся нести к месту пожара на своих плечах, а это дополнительная трата времени и сил.

Если для тушения конкретного пожара сил группы парашютистов недостаточно, лётчик-наблюдатель по радиосвязи даёт команду руководству соответствующего лесхоза на доставку к месту пожара работников наземных команд, лесопожарной техники и оборудования. Самые главные качества для лётчика-наблюдателя – это внимательность, оперативность и качество расчётов в полёте, профессиональная грамотность и ответственность за принимаемые решения, стрессоустойчивость. А ещё им важно следить за своим здоровьем, так как один раз в два года они проходят специальную врачебно-­лётную экспертную комиссию, дающую им право выполнения лётной работы в составе экипажа гражданского воздушного судна.

Получить эту редкую профессию можно в специализированном Авиационном учебном центре федеральной Авиалесоохраны, расположенном в подмосковном Пушкино, успешно закончив 6-­месячные курсы первоначального обучения и пройдя лётную практику.

Все лётчики-наблюдатели говорят, что самое неприятное для них – видеть сверху, как горят огромные территории красивого леса, это зрелище просто ужасает. Нужно всеми силами беречь нашу природу и стараться не допускать лесных пожаров!


Департамент лесного комплекса Вологодской области.



Дата публикации: 11 апреля 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №06(301)
Теги: Пожары, Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий