Российская лесная отрасль в транспортной блокаде

Ещё никогда логистика в ЛПК не доставляла бизнесу столько непредвиденных осложнений. Многочисленные санкции Европы против России сказались на поставках лесной продукции во всём мире, а для отечественных лесопромышленников они и вовсе могут стать фатальными.

Дело уже даже не в невозможности отправить товар на экспорт, а в том, что наравне с лесопродукцией в страну перестали поступать европейская фурнитура и сырьё, а также лесная техника, деревообрабатывающие станки и комплектующие к ним. Растущие ограничения со стороны судоходных компаний и авиаперевозчиков практически полностью перекрыли российскому бизнесу доступ к мировым торговым путям. Счёт иностранных компаний, пожелавших прервать деловые связи с российскими лесопромышленниками, идёт на десятки.

Ситуация сказалась и на планах холдинга «УЛК», несмотря на то, что все его предприятия продолжают функционировать в обычном режиме. Но компания всё же была вынуждена приостановить работы по строительству нового завода в Карпогорах. Причиной тому послужила та самая отмена поставок: оборудование для нового предприятия производилось в Европе.

Тем не менее, глава «УЛК» Владимир Буторин смотрит в будущее с оптимизмом: «За 32-­летнюю историю своего бизнеса я пережил не один экономический кризис – сейчас искренне считаю, что это время талантливых людей и новых возможностей, которые мы с вами обязательно используем. Вместе мы выстоим, вырастем и станем ещё сильней и успешней!».  

Однако далеко не все отечественные лесопромышленники разделяют точку зрения руководителя ГК «УЛК». Так, ещё до развернувшихся на Украине в конце февраля событий региональное объединение работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортёров Вологодской области» попросило правительство разрешить экспорт берёзового баланса через Сайменский канал в Финляндию. Просьба эта вполне понятна, поскольку Сайменский канал является единственным доступным водным путём, по которому лесопромышленники могли отгружать свою продукцию в эту скандинавскую страну – ежегодно российские компании экспортировали через него около 300 тыс. кбм леса.

Вступивший в начале 2022 года запрет на экспорт древесины и радикальное сокращение числа таможенных пунктов, через которые был разрешён вывоз лесоматериалов, заставили многих представителей лесного бизнеса всерьёз опасаться, что объёмы лесозаготовки им придётся сокращать, а ещё терпеть финансовые издержки, к которым предприятия, вынужденные работать в новых условиях, оказались не готовы.

В частности, недовольны запретом на экспорт древесины через Сайменский канал оказались предприятия Вологодской области. Единственной альтернативой для них оставались перевозки наземным транспортом, что экономически крайне невыгодно для лесопромышленников: транспортировка тех же берёзовых балансов на расстояние 600–700 км оценивается в 2500 руб. за кубометр (и это без учёта НДС). Данная сумма превышает стоимость самих балансов. О какой выгоде может идти речь в таком случае? Более того, перевезти весь объём заготовленного на экспорт баланса с помощью автомобилей попросту не получится: перевозчики не смогут обеспечить необходимое количество транспорта для этих целей. Чтобы перевезти 350 тыс. кубометров груза, потребуется приблизительно 13 тыс. автомобильных рейсов.

Генеральный директор холдинга «Череповецлес» Валерий Писарев отмечает, что сегодня просьбу лесопромышленников об открытии канала поддерживают в Минпромторге РФ. Российский Союз лесопромышленников готовит письмо на имя главы правительства России Михаила Мишустина с просьбой возобновить экспорт древесины через Сайменский канал. Вот только поможет ли открытие канала отечественному ЛПК в условиях новых санкций ЕС и прекративших поставки в Россию и из неё крупных мировых экспедиторских компаний? Пока на этот вопрос ответить сложно, однако впадать в отчаяние не стоит: европейские партнёры и поставщики не отказались работать с россиянами. Они ждут конкретики и приостанавливают работу «до дальнейших уведомлений», что даёт надежду на возобновление отношений.

Перспективным направлением оставалась и остаётся Азия, и в частности Китай, который интереса к российской древесине не потерял уж точно. Китайские инвесторы сотрудничают с предприятиями Дальнего Востока, расширяя своё присутствие в регионе за счёт новых инвестпроектов.

Согласно данным аналитического агентства WhatWood, на сегодняшний день основным импортёром российской лесопромышленной продукции выступает именно Поднебесная: на КНР в 2020 году пришлось около 35% экспортной выручки компаний, в то время как на Европу – 29%, а на СНГ – 19%.  

В то же время, по оценке генерального директора логистической международной компании Standard Trade, с рынка перевозок вряд ли уйдёт китайская COSCO. Останутся также и российские перевозчики – FESCO и SASCO. Таким образом, возить грузы морским транспортом всё ещё можно, но цены будут, что вполне ожидаемо, «кусаться».   


Артём КЕЗИН.


Дата публикации: 28 марта 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №05(300)
Теги: Санкции, Экспорт




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий