Деревья в лесу предложили считать по новым правилам

Проводить лесоустройство, то есть определять, где, сколько и каких насаждений растёт на землях лесного фонда, будут на федеральном уровне. Кроме этого, в лесах собираются создавать питомники для выращивания саженцев и строить там капитальную инфраструктуру. Гражданам же могут запретить приходить в лес с оборудованием для рубки деревьев, если у них нет соответствующих бумаг.

Пакет правительственных законопроектов с такими нормами Госдума приняла в первом чтении 12 мая.

 


Нет документов – не руби

Лесоустройство необходимо провести на 300 млн. гектаров, то есть примерно на шестой части России, оценили в правительстве. По данным Счётной палаты, актуальная информация о лесах есть только по 15,6% их площади. В регионах с этим туго — несмотря на выделяемые субсидии, на местах не доходят руки до лесоустройства, отмечал глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Были претензии и к размеру субвенций — например, Архангельской области на эти цели нужно не меньше 150 млн. рублей в год, а из федерального бюджета выделяют только 60, сообщил сенатор Виктор Новожилов.

Между тем без качественных материалов лесоустройства нельзя сделать лесное хозяйство полностью прозрачным, отмечает Николаев. «В конце прошлого года мы приняли закон о цифровизации отрасли, которая обеспечивает её прозрачность и позволит отслеживать движение древесины от делянки до конечного потребителя. Если предоставлена недостоверная информация об объёме заготовки древесины, её виде или сорте, сделка может быть заблокирована. Но возникает вопрос: а как понять, что было на делянке изначально – три ёлки или 48 дубов на гектар? Без базовой информации не обойтись», – пояснил он.

Поэтому по поручению президента систему лесоустройства решили реформировать. Согласно законопроекту, основные полномочия в этой сфере передадут с регионального на федеральный уровень. Проводить лесоустройство на землях лесного фонда, в том числе проектируя лесничества и зоны разного назначения, станут по единому федеральному плану. «Распоряжаться деньгами и организовывать работу будет государство и подведомственные ему учреждения», – пояснил Николаев «Парламентской газете». Основным действующим лицом станет Рослесинфорг – учреждение, подведомственное Рослесхозу. А частные компании смогут участвовать в этой работе, только если выиграют объявленный властями тендер. Проводить лесоустройтво смогут исключительно инженеры-таксаторы или техники-­таксаторы, которые прошли аттестацию и включены в специальный реестр Рослесхоза.

Кроме этого, законопроект запрещает находиться в лесу без разрешительных документов с машинами и оборудованием, применяемым для заготовки леса, пояснил на заседании Госдумы замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Аноприенко. А продавать древесину, которую госучреждения получили в результате мероприятий по сохранению лесов, можно будет только на биржевых торгах. По мнению Аноприенко, это должно повысить прозрачность заготовки древесины.

Нельзя будет начинать вырубку, не подготовив таксационное описание лесосеки. В документе определят качество и количество деревьев и объём древесины, которую можно заготовить. Исключение сделают для граждан, которые заготавливают древесину для своих нужд.

Пока к законопроекту есть вопросы, в основном споры вызывает баланс между федеральным Центром и частными структурами – арендаторами и организациями, которые занимаются лесоустройством, рассказал Николай Николаев. Бизнес высказывает претензии к монополизации отрасли. Предлагаемые нормы уже несколько раз обсуждали в рабочей группе, в которую вошли депутаты, сенаторы, представители министерств, бизнеса и общественности. Их предложения будут прорабатывать ко второму чтению, пообещал Николаев.

Взяться за лесовосстановление по новым правилам планируют в 2023 году. На подготовительный этап понадобится 3,6 млрд. рублей, а начиная с 2024 года – 4,8 млрд. в год, посчитали в правительстве. Ежегодно собираются проводить лесоустройство на 30 млн. гектаров лесного фонда.

 


Саженцы не бросят на произвол судьбы

Второй законопроект, который Госдума приняла в первом чтении, уточняет правила восстановления леса после рубок. Сейчас компании, которые расчищают зелёную территорию, чтобы, например, что-­то построить, обязаны в течение года провести компенсационное лесовосстановление. Новый законопроект разрешает посадить деревья позже, в течение трёх лет после завершения рубок. Но есть одно условие — в этом случае компания должна в течение трёх лет ухаживать за посадками — рыхлить землю, удалять мешающие саженцам сорняки.

В «Справедливой России» увидели в этом предложении риск, что лес так и не посадят. «За три года с предпринимателем, который вырубает лес, может случиться всё что угодно, он может фиктивно обанкротиться, сбежать, сесть в тюрьму. И с кого требовать восстановление леса?», — сказал депутат Дмитрий Ионин. Он предложил предусмотреть механизм, при котором компания должна будет оформить банковскую гарантию, чтобы в крайнем случае государство могло оплатить этими деньгами услуги профессиональной организации, занимающейся лесовосстановлением.

Серегей Аноприенко пояснил, что увеличить временной лаг решили в результате многочисленных обращений бизнеса. При этом условие обязательного ухода за саженцами должно помочь избежать ситуаций, когда посадки остаются на произвол судьбы. «С этим действительно беда. Многие отчитываются о том, что восстановили определённые площади, а потом «забывают» об этом», — сказал он. Идею банковской гарантии он тоже обещал рассмотреть.

Кроме этого, документ разрешает создавать в лесу питомники и строить на отведённых под это участках капитальные объекты и сооружения. Правила их создания и работы установит Рослесхоз.


Дата публикации: 24 мая 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №09(285)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий