Нацпарк берёт под защиту уникальный лес

В декабре прошлого года правительство России подписало постановление о создании в Республике Коми национального парка «Койгородский». Парк занимает 56,7 тыс. га, и на большей его части фактически никогда не были людей – территория эта удалена от дорог, рядом нет больших рек, на берегах которых обычно возникали сёла и города.

Сюда не заходят охотники – добираться долго и сложно. Так что здешний лес гибнет только от старости, ветровалов и грозовых пожаров, но последние в нём, к счастью, давно не случались. По словам директора фонда содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» Юрия Паутова, о том, что этот лесной массив нужно сделать охраняемым, заговорили ещё в конце 1990-­х. Девственным лесом заинтересовались Гринпис, WWF, Международный союз охраны природы (МСОП), Центр охраны дикой природы. Оказалось, что это последняя крупная малонарушенная лесная территория в европейской части России да и в Европе. На ней сохранились все элементы нетронутой южной тайги, не испытавшей вмешательства человека.

Но процедура присвоения этой территории охранного статуса сильно затянулась. Тем временем своим чередом шло освоение южных лесов Коми. В начале 2000-х часть уникальной территории вывели из лесопользования, оформили как особо защитный участок леса. Понятно было, что рано или поздно сюда придут лесозаготовители.

И они пришли. Территория оказалась в аренде у ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», которое сейчас известно как АО «Монди СЛПК», крупнейшее лесоперерабатывающее предприятие в регионе. Но промышленники прислушались к мнению учёных и решили не трогать уникальный лес. Возникла сложная ситуация: предприятие готово было отказаться от аренды, но кто мог гарантировать, что эти участки не попадут к менее совестливым лесопромышленникам?

После долгих переговоров такую гарантию дал комитет лесов Республики Коми. Было решено, что территорию «забронируют» для получения природоохранного статуса.

Похоже, за то, что создание парка не отложили ещё на 2­3 года, нужно благодарить нацпроект «Экология». В его рамках по всей стране до 2024 года должны появиться 20 национальных парков и заповедников федерального значения, в том числе и «Койгородский». Сейчас нужно провести все процедуры, связанные с созданием парка, формированием его границ, расчётом бюджетов, управлением, переводом земель из лесного фонда. В Минприроды России, департаменте охраняемых территорий обещали все эти процедуры ускорить и до конца 2020 года полноценно запустить парк. Содержание «Койгородского» будет обходиться федеральному бюджету в 28-30 млн. руб. в год.

«Койгородский» – третья федеральная охраняемая природная территория в Коми, помимо Печоро-­Илычского заповедника и национального парка «Югыд ва». На юге «Койгородский» граничит с участком «Тулашор» заповедника «Нургуш», относящегося к Кировской области. Стоит объединить эти территории, чтобы обеспечить их должную охрану. Но в 2017 году, когда этот вопрос обсуждали на уровне Минприроды России, стало понятно, что по процедурам гораздо проще сначала создать у нас нацпарк, а потом организовывать объединение территорий.

Руководство Кировской области, минприроды региона эту идею поддерживают.

На спутниковых снимках видно, что территория нацпарка отличается от соседних участков. В центре «Койгородского» пятно тёмно­зелёного, почти чёрного цвета – это и есть вековой пихтовый и еловый лес, абсолютно нетронутый. Высота елей там достигает 28 м – солидный размер для северных, медленно растущих деревьев. Более светлые участки – следы большого ветровала 1986 года; тогда место упавших хвойных заняли берёзы и осины, но они уже старятся, и их вот-­вот окончательно вытеснят подрастающие ели и пихты. Совсем небольшой лиловый участок – место, где сильный ветер повалил лес в 2007 году, там лиственные ещё толком не распространились, зато царствует иван-­чай, быстро появляющийся на месте буреломов и гарей. А примыкающие к нацпарку участки, где рубки были совсем недавно или 20-30 лет назад, похожи на лоскутное одеяло из светло­зелёных и лиловых прямоугольников. Ведущий инженер отдела экологии Института биологии Коми Андрей Королёв рассказал, что, скорее всего, в нацпарке обнаружится довольно малочисленный уже для Европейского севера вид – дикий северный олень.

Поскольку в нацпарке много больших, старых деревьев, там много крупных хищных птиц, которые обитают только в старовозрастных лесах, в других им не найти дупла по размеру. Приграничные территории нацпарка, которые относительно близки к дорогам и не такие ценные для науки, от людей закрывать не собираются. Там будет разрешён сбор грибов и ягод, даже лицензированная охота. Есть планы организации туристских экотроп.



Анна ПОТЕХИНА.


Дата публикации: 25 мая 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №09(265)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий