«Платон» проголодался

Систему «Платон» создали в 2015 году для сбора платы с автомобилей массой более 12 тонн в счёт возмещения вреда, который большегрузы наносят дорожному покрытию. Система считается государственной, но управляется на правах концессии.

А главное её достоинство — оператор: компания РТИТС и госкорпорация «Ростех». Условия, на которых компания РТИТС получила в своё распоряжение «метр государственной границы», особо тяжкими не назовёшь: вложить 2 млрд. собственных рублей на создание системы контроля за грузовиками (ещё 27 млрд. кредитных денег вложил Газпромбанк) и «отбивать» сделанные вложения, а взамен ежегодно получать из бюджета 10,6 млрд. рублей «за услуги». Хотя оператор изначально заявил, что его прибыль составит грошовые 5%, ибо почти все бюджетные платежи уйдут на обслуживание системы.

В реальности эксплуатационные доходы значительно превысили расчётные. Ибо вместо запланированного миллиона тяжёлых грузовиков ныне по российским дорогам уже бегают 1,7 млн. большегрузов.

А далее в дело включилась «принудительная инфляция». В 2016-м за каждый километр автомобилисты платили 1,53 руб., в 2017-­м — 1,8 руб., в 2018-­м — 1,9 руб. А с июня 2019 года — 2,04 руб. за километр, «с дальнейшим ростом до 2,2 руб. с 1 февраля 2020 года и до 2,35 руб. с 1 февраля 2021 года», говорится в сообщении Минтранса РФ. Спрашивается: почему? Ведь система построена, все требуемые вложения сделаны — откуда рост цен?

А причина простая: «Платон» изначально создавался в качестве автодорожного электронного монополиста. Теперь он вырос, оперился — может диктовать свои правила игры. Ликвидировать его глупо, заменить — некем: нравится-­не нравится, но плати! И платить в конечном счёте придётся нам с вами, налогоплательщикам. Причём это лишь начало. Потому что «Платон» уже проголодался и хочет кушать. И его хозяева уже нашли ему дополнительное применение. Во-­первых, контроль за междугородными автобусами. Об этом уже год назад заявил глава Минтранса Евгений Дитрих: «Министерство прорабатывает возможность подключения к госсистеме «Платон» автобусов, чтобы очистить рынок от нелегальных перевозчиков». Во-вторых, в стране бурно развивается «мусорный рынок» — перевозка твёрдых бытовых отходов (ТБО). Его тоже хочется прибрать к рукам, установив на каждый мусоровоз бортовой спутниковый навигатор. А будет ещё и в-третьих, в-четвёртых — можете не сомневаться, ибо аппетит приходит во время еды.



Артём АЛЕКСЕЕВ.


Дата публикации: 18 ноября 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №18(255)
Теги: Дороги




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий