Нет предела совершенству

Министерство финансов Российской Федерации опубликовало обновлённую версию законопроекта о переносе шести квазиналоговых платежей в Налоговый кодекс. Со следующего года экологический сбор, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, сбор с большегрузных автомобилей, сбор операторов связи и гостиничный сбор планируется направить в разряд налогов.

Предложение Минфина обусловлено необходимостью повысить качество администрирования при его передаче федеральной налоговой службе и собираемость платежей. Вне налоговой системы остаётся плата за использование лесов (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).

Ставки платы за единицу объёма древесины лесных насаждений установлены Постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 года дифференцированно:

- по лесотаксовым районам;

- породам;

- крупности заготовленной древесины (крупная, средняя, мелкая);

- расстоянию вывозки из леса к пунктам отгрузки потребителям.

Объектом оценки являются подлежащие заготовке запасы древесины на корню в растущих насаждениях. Именно трудности в проведении оценки древесины по названным выше параметрам привели к отказу налоговых органов администрировать лесные платежи.

В 2004 году администрирование платы за древесину на корню в части её сбора было передано территориальным органам федерального органа исполнительной власти в сфере лесных отношений в субъектах Российской Федерации. С введением Лесного кодекса 2006 года обязанности по сбору лесных платежей перешли органам государственной власти субъектов Российской Федерации по негласному соглашению с федеральным органом исполнительной власти в сфере лесных отношений, несмотря на то, что администрирование платежей не вошло в перечень переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации (статья 83 Лесного кодекса).

Таким образом, платежи в федеральный бюджет собирают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не имеющие ни профессионального опыта, ни тем более мотивации делать эту работу качественно.

Трудно представить возможности для эффективного сбора платежей министерством или департаментом лесного комплекса в субъекте Российской Федерации, управляющим одновременно лесной промышленностью (плательщики сбора) и лесным хозяйством (предоставление информации о ресурсной базе). При таком соединении полномочий неизбежно создаются условия для конфликта интересов, разрешаемые на практике через коррупционные сделки и нелегальную деятельность. Именно некачественное неналоговое администрирование платежей является одной из причин их низкого уровня, несмотря на периодически осуществляемое директивное повышение базовой ставки.

В 2017 году средний размер платы за древесину на корню составил 70 рублей за кубический метр, что определило её долю в составе цены круглого леса на уровне 5-7% в зависимости от сортиментов. По этим двум показателям Российская Федерация не только уступает всем странам с развитым лесным сектором в Европе, но даже ухудшила положение, которое было в Советском Союзе, когда лесные таксы были местным налогом.

В Финляндии, где характеристики лесов и условия их эксплуатации близки к российским, средний размер попённой платы, которая при частном лесовладении (частные леса занимают 72% лесной площади), являясь рыночной ценой, составляет около 30 евро за 1 кбм с дифференциацией по породам и сортиментам. Высокий уровень попенной платы позволяет финнам комплексно перерабатывать всю заготовленную биомассу на базе безотходных экологически чистых технологий и на этой основе вести интенсивное лесное хозяйство.

Объектом сделок при продаже древесины на корню в Финляндии является учтённая «обмеренная» древесина в составе сортиментов, имеющих целевое назначение при их использовании (пиловочник, балансы, фанерный кряж и т. п.). Ни в одной из европейских стран, а также в США и Канаде финансовые отношения собственника лесов с лесопользователями не базируются только на оценках запасов растущих насаждений, несущих в себе большое количество неопределённостей и рисков.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-­ФЗ создал условия для ухода от неопределённостей и рисков при оценке древесных ресурсов, введя через систему ЛесЕГАИС обязательный учёт заготовленных сортиментов круглого леса.

Как следствие в лесном секторе появилась налогооблагаемая база, аналогичная той, которая существует при добыче полезных ископаемых, а именно учтённые добытые ресурсы. В этих условиях лесной налог может стать аналогом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), успешно выполняющего не только фискальные, но и общеэкономические и даже политические цели.

В соответствии с федеральным законом № 415-ФЗ все юридические и физические лица, использующие леса для заготовки древесины, должны будут предъявлять федеральной налоговой службе декларацию с документально подтверждёнными системой ЛесЕГАИС объёмами заготовленных сортиментов в номенклатуре, утверждённой Правительством Российской Федерации.

Основой установления и дифференциации налоговых ставок должны стать различия в эффективности потребления сортиментов круглого леса, оцениваемые рыночными методами через показатель лесной ренты. Лесная рента, будучи остаточной стоимостью, полученной при вычитании из цен на круглые лесоматериалы нормативных затрат и прибыли при заготовке древесины, создаст основу для установления налоговых коэффициентов, присваиваемых каждому сортименту.

Для создания удобной в администрировании системы налогообложения целесообразно установить базовый сортимент круглого леса, присвоив ему налоговый коэффициент 1,0. Таким базовым сортиментом может стать, например, массовый в использовании хвойный пиловочник. Тогда все остальные сортименты получат налоговые коэффициенты, выраженные отношением лесной ренты, оценивающей эффективность их потребления, к лесной ренте для базового сор­тимента.

При наличии сортиментных налоговых коэффициентов решается задача по определению налоговой ставки для базового сортимента (базовой ставки).

Базовая ставка лесного налога определяется исходя из заданий бюджетной системы на поступление в неё финансовых средств от использования лесов с целевым назначением:

- на государственное управление лесами;

- воспроизводство, охрану и защиту лесов с учётом привлечения внебюджетных источников покрытия нормативных затрат;

- научное, образовательное и инновационное развитие лесного сектора.

Величина базовой налоговой ставки устанавливается делением государственного задания на поступление в бюджет финансовых средств от использования лесов на сумму произведений при умножении объёма учтённых сортиментов круглого леса на их налоговые коэффициенты, полученные рентным методом оценки древесных ресурсов.

Базовая налоговая ставка и сортиментные налоговые коэффициенты разрабатываются Правительством Российской Федерации и утверждаются на законодательном уровне. Ставки лесного налога могут получить различные значения при использовании круглого леса на внутреннем и экспортном рынках. Во втором случае лесной налог будет выполнять функции таможенной пошлины, регулируя экспорт круглого леса, расширяя или, наоборот, ограничивая его экспортные ресурсы.

Управление экспортом круглого леса через механизм лесного налога выводит решение данной проблемы из-­под юрисдикции ВТО. Лесной налог, как и другие налоги, наряду с фискальными функциями может оказывать стимулирующее воздействие на процесс инновационного развития лесного сектора, в частности:

- на комплексную переработку древесины с развитием безотходных технологий;

- расширение доступности лесных ресурсов для их хозяйственного освоения.

При этом налоговые льготы должны быть «привязаны» не к сортиментам круглого леса, а к юридическим и физическим лицам, использующим леса для заготовки древесины. Лесной налог при взаимодействии финансовых органов, включая налоговую службу, с органами государственной власти в сфере лесных отношений на федеральном и региональном уровне способен не только поставить барьеры на пути нелегального оборота древесины, убрать коррупционные риски, но и создать основу для баланса интересов всех сторон в системе государственно-­частного партнёрства в лесном секторе.


А. П. Петров, профессор, д.э.н., заслуженный деятель науки РФ.


Дата публикации: 23 сентября 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №14(251)
Теги: Законодательство, Налоги




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий