ИПЕМ против «серого» рынка

По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), обсуждаемый сегодня механизм закрепления пропускной способности железнодорожной инфраструктуры за грузоотправителями нарушает фундаментальный принцип недискриминационного доступа к ней, создаёт риск возникновения «серого» рынка торгов­ли пропускной способностью инфраструктуры и увеличения транспортных издержек предприятий.

Такую позицию представил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян на круглом столе «Механизмы ответственности за обеспечение загрузки создаваемых мощностей Восточного полигона», состоявшемся 25 марта в Аналитическом центре при Правительстве РФ. В мероприятии также участвовали представители Минэнерго России, ОАО «РЖД», ряда угольных и транспортных компаний.

ИПЕМ согласен, что создание механизмов возмещения инвестиций для крупных инфраструктурных проектов очень востребовано, однако такие механизмы не должны дискриминировать кого­-либо из участников перевозочного процесса. По оценкам ИПЕМ, в направлении Восточного полигона за 2018 год свои грузы направили более 1500 компаний с более чем 1400 железнодорожных станций, а общий перечень грузов превысил 1700 наименований. «При таких масштабах риск того, что чьи-­то интересы будут ущемлены в результате «закрепления» пропускной способности за несколькими компаниями, очень высок, а такой подход противоречит национальным интересам», — отметил Юрий Саакян.

Глава ИПЕМ напомнил об опыте формирования рынка операторских услуг, когда вместо профессиональных транспортных компаний нишу в результате либерализации заняли финансовые организации со значительными свободными средствами, негативно повлиявшие на перевозочной процесс и существенно увеличившие затраты промышленных предприятий на перевозку грузов. «Не появится ли у нас рынок торговли пропускными способностями железнодорожной инфраструктуры, которые уже сегодня являются дефицитными? К сожалению, такой рынок обязательно будет «серым», – указал Юрий Саакян. – Основными бенефициарами могут стать финансовые институты, к которым вместо ОАО «РЖД» выстроится очередь из грузоотправителей, чьи расходы при этом значительно возрастут».

По мнению ИПЕМ, железно­дорожный транспорт должен продолжать развиваться на принципах общего пользования для широкого круга потребителей, без привязки к отдельным грузам, грузоотправителям и без закрепления пропускной способности за отдельными компаниями. «Не надо делать из железнодорожного транспорта инструмент государственной монетарной политики, перераспределения поддержки и доходов между отдельными компаниями и отраслями. Для этого у государства есть налоговая система и государственные программы с бюджетным финансированием, – резюмировал Юрий Саакян. – Недискриминационный дос­туп к железнодорожной инф­раструктуре – это ключевой принцип стабильности работы экономики и важнейший фактор конкурентоспособности российских производителей на внешних рынках».

Дата публикации: 8 апреля 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №06(243)
Теги: Дороги




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий