Командировка в «Карпогорылес»

В конце января я собрался в командировку в ООО «Карпогорылес». В этом лесозаготовительном предприятии не был почти десять лет. А потом, «Карпогорылес» второй раз в своей истории стало победителем областного конкурса «Лучшее лесозаготовительное предприятие». Надо ехать.

Будь я, к примеру, гендиректором «Карпогорылес», то непременно побывал бы во всех областных СМИ — на радио, телевидении, в редакциях газет, где показывал приз за победу в соревнованиях лесозаготовительных предприятий и подробно рассказал о своих успехах. А затем начал писать книгу «Мои успехи в лесозаготовке».

Однако руководитель «Карпогорылес» Евгений Нифантьев — человек скромный и непубличный, он не поддержал моё намерение приехать в ЛПХ. Начал ссылаться на занятость, мол, сейчас у лесозаготовителей самый горячий сезон и совсем нет времени для интервью.

Но я пообещал отнять у Евгения Леонидовича только 30 минут рабочего времени, и он согласился принять непрошенного гостя. На том и порешили. Получив приглашение, быстренько купил билет на поезд Архангельск—Карпогоры и помчался на вокзал.


В путь по лесным дорогам и вахтам

Ранним утром Евгений Леонидович перепоручил меня главному инженеру «Карпогорылес» Юрию Баландину, с которым мы отправились по лесным дорогам и производственным участкам ЛПХ.

Путь предстоял неблизкий, почти 300 км, а в дороге беседа всегда получается более обстоятельной и доверительной. Особое внимание Юрий Владимирович в долгих разговорах уделил лесным дорогам, подчёркивая, что именно благодаря дорожному строительству леспромхозу удаётся справляться с напряжёнными задачами, которые ставит ему Группа компаний «Титан».

Интересно, что о каждой из лесных дорог Юрий Владимирович рассказывал словно о живом существе: когда появилась, как росла, кто и когда строил и чем сейчас дорога занимается. Меня удивляло, как можно ориентироваться в хитросплетении лесных дорог: дорожные знаки есть, а куда ведёт та или иная дорога — указателей нет, как тут можно не заблудиться? На что Юрий Владимирович ответил, что до начала строительства большинство дорог не раз пришлось пройти пешком, так что заплутать ему, как, впрочем, и леспромхозовским водителям, невозможно, всё знакомо.

Ежегодно ЛПХ строит более 60 км летних и более 160 км зимних дорог. На нынешний год планы ещё более напряжённые, поскольку Группой компаний «Титан» поставлена задача увеличить объём лесозаготовки ещё на 120 тыс. кбм, то есть за 2019 год предстоит заготовить и вывезти 630 тыс. кбм. Задача более чем сложная.

Рост объёмов заготовки леса связан с тем, что Архангельским ЦБК и Лесозаводом 25 заключены новые договоры аренды лесных участков под реализацию приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов. Ежегодно «Карпогорылес» разрабатывает бюджетный план на следующий год и направляет его в Группу компаний «Титан» на рассмотрение и утверждение.

Запланировано бюджетным планом на 2019 год и приобретение новой техники под дополнительные объёмы заготовки и вывозки.

Сейчас ЛПХ ведёт заготовку леса не только в Пинежском, но и в Лешуконском и Верхнетоемском районах области, в Республике Коми. Так что дорожная сеть ЛПХ довольно разветвлённая.

Юрий Владимирович обратил внимание, что глава Верхнетоемского района Наталья Вьюхина при встрече с руководством ЛПХ отметила социальную значимость лесных дорог «Карпогорылес».

В недалёком будущем, когда дороги ЛПХ дойдут до ряда лесных делянок Верхнетоемского района, жители некоторых отдалённых деревень получат возможность добираться до областного центра через Карпогоры. Тем более, по словам Натальи Валентиновны, многие правобережные населённые пункты района расположены далеко от Верхней Тоймы, а в ледостав и в ледоход Верхняя Тойма практически отрезана от Большой земли. Хорошо, если есть возможность пробиться из Верхнетоемского района в Коряжму через Красноборский район, но такая возможность бывает далеко не всегда.

Затронул Юрий Владимирович такую острую тему для всех ЛПХ России, как песчаные карьеры. Строить лесные дороги надо, а добывать песчано-гравийную смесь нельзя, требуется длительное и дорогостоящее оформление «карьерных» документов, а главное, теряется драгоценное время.

Что особенно важно, лес­промхоз строит для себя дороги на короткое время. Лес вырубили, а новые дороги «пошли» дальше в лес. При этом лес­промхозовские летние дороги и мосты, понтонные переправы нередко связывают между собой населённые пункты, эти же дороги будут использоваться для проведения лесохозяйст­венных работ, для ликвидации лесных пожаров, по этим дорогам и мостам ездят и будут ездить грибники, охотники и рыбаки. Законодатели, к сожалению, до сих пор окончательно не урегулировали добычу песчано-­гравийной смеси, что сдерживает дорожное строительство в ЛПХ.

Что касается лесных пожаров, тут Юрий Владимирович убеждён, что в пожароопасный период ни в коем случае нельзя запрещать лесозаготовки, и привёл только один пример. Во время сухой грозы в одной из лесных делянок ЛПХ возникло загорание из-­за попадания молнии в сухостойное дерево. Благо, что рядом велась заготовка леса, рабочие вовремя заметили огонь и общими усилиями быстро ликвидировали загорание. А если представить, что лесозаготовки в то время не велись? Погода стояла сухая и жаркая, порубочные остатки на делянке были сухие, как порох. Пока тот пожар обнаружили бы, да пока к месту пожара доставили людей и технику, пожар разросся бы до крупного. Основные виновники лесных пожаров — это грозы, недобросовестные грибники, рыбаки и охотники, а вовсе не лесозаготовители.

Во время поездки Юрий Владимирович то и дело прерывал нашу беседу, чтобы решать свои главноинженерские вопросы, разговаривал с бульдозеристами, водителями лесовозов, самосвалов, машинистами грейдеров, операторами лесозаготовительных комплексов.

Я про себя отметил, что на всех лесных дорогах стоят дорожные знаки, а водители лесовозов по рации обмениваются между собой зашифрованными фразами: «Проехал первую курилку», «Проехал вторую курилку». Хотя курилок на всём пути следования я не видел. Оказалось, что водители встречных машин оповещают друг друга о приближении к определённому участку на дороге, чтобы безо­пасно разъехаться.

В день командировки температура воздуха подкралась к минус 30, сказочный пинежский лес нарядился в роскошные снежные хлопья, а над горизонтом замерла вертикальная зимняя радуга. Красота необыкновенная!

Удивило и порадовало, что водитель нашей легковушки Александр Новик в пути периодически тормозил, чтобы ненароком не зашибить шустрых клестов, которые так и норовили угодить под колёса. Кажется, мелкая деталь, а показывает бережное отношение жителей села к природе.

Проинспектировав автодороги, заготовку леса, с удовольствием проинспектировал столовую на вахте, где повар Ирина Михоношина не только вкусно накормила, но и рассказала, что аппетит у работников леса отменный, скучать ей здесь некогда, работа нравится, да и зарплата вполне устраивает. В лесной глуши телевизор двадцать программ показывает, хотя смотреть телеящик труженикам вахты некогда, есть более важные производственные дела.

Посетовал Юрий Владимирович на дальние расстояния вывозки: в среднем по ЛПХ 130 км, а самое дальнее — 190 км.

Разбросанность лесных участков вынуждает к частым переездам вахт. Есть же такая шутка: один переезд равен двум пожарам, когда речь идёт о квартирных переездах. Переезд вахты равен не двум, а сразу трём пожарам. И речь здесь идёт о затратах рабочего времени на подготовку площадки для нового вахтового участка, наведение порядка на месте прежней вахты, на перевозку техники, на обустройство на новом месте. Такая цыганская жизнь отнимает немало сил и времени, но без этого не обойтись, летние и зимние делянки обычно находятся на расстоянии многих десятков километров друг от друга.

Как оказалось, «Карпогорылес» привлекает на вывозку и погрузку леса малый бизнес, что даёт возможность предпринимателям из различных районов области рационально использовать имеющуюся у них технику.

По словам Юрия Владимировича, большинство тружеников ЛПХ – это местные жители, но есть привлечённые специалисты из Республики Коми, Вологодской области, из других районов Архангельской области, которым оплачивается проезд от дома до Карпогор.

Леспромхоз стремится привлекать на работу молодёжь, проводит обучение, помогает осваивать современную технику. Сейчас работа в лесу стала привлекательной комфортными условиями труда, высокой заработной платой. Уже позабыты трелёвочники ТДТ-­55, никто не ползает по пояс в снегу с бензопилой «Дружба». Современная и дорогостоящая лесная техника возлагает на операторов лесных машин, водителей высокую ответственность. Каждый труженик ЛПХ понимает свои задачи, свою роль в производственном процессе, что и позволяет добиваться успехов.

Природа не обеспечивает лесозаготовителям благоприятные условия для работы. Тёп­лая зима – плохо, зимних дорог и ледовых переправ через реки не построить. Сильные морозы, как в день командировки — тоже плохо, замерзает гидравлика у лесных машин, да и металл на морозе становится хрупким (это же не человек!). Метель заметёт дороги — опять простой. Летом зачастят дожди — и в лес не заехать, и по дорогам не проехать. В одной популярной песне поётся, что у природы нет плохой погоды. Для лесозаготовителей не каждая погода – благодать. Поэтому в ЛПХ, чтобы не упустить драгоценное время, недолго отмечали продолжительные новогодние праздники, уже 2 января был рабочий день, началась заготовка, вывозка и отгрузка леса потребителям в обычном круглосуточном режиме. Время – деньги, лесозаготовителям недосуг фейерверки запускать.

Обстоятельно побеседовать с операторами, водителями, машинистами не удавалось. На их лицах явно читалось: мужик, да некогда нам с тобой разговаривать, работа ждёт, техника простаивает, закругляйся со своими интервью. Приходилось до предела сокращать беседы, чтобы не парализовать работу леспромхоза.

Живности, кроме клестов, в морозном лесу не заметили, только многочисленные следы волков, которых, как известно, и зимой ноги кормят. По словам Александра Новика, охотники говорят, что последние годы лосей стало меньше, видимо, это волки поубавили их численность.

 


Вечерний разговор с гендиректором

В соответствии с графиком командировки в конце рабочего дня побеседовал с гендиректором «Карпогорылес» Евгением Нифантьевым. Поздравив Евгения Леонидовича с очередной победой (первая была в 2012 году) в областных соревнованиях «Лучшее лесозаготовительное предприятие», поинтересовался критериями, по которым определялся победитель.

По словам Евгения Леонидовича, показатели довольно простые, только выполнить их непросто. Вот что оценивалось конкурсной комиссией.

1. Производительность труда, объём отгруженной продукции.

2. Темпы роста объёмов заготовки по сравнению с предыдущим годом.

3. Рентабельность предприятия.

4. Процент освоения расчётной лесосеки.

5. Выполнение лесохозяйственных мероприятий.

6. Размер заработной платы.

7. Коэффициенты частоты производственного травматизма и количества несчастных случаев.

8. Суммы штрафных санкций за нарушение лесного законодательства.

За каждый показатель начислялись или снимались баллы, которые суммировались. У кого больше количество баллов, тот и впереди.

Ясно, что в начале 2018 года леспромхоз не планировал сражаться за победу в соревнованиях. Шла планомерная работа, и лишь в конце года производственный отдел ЛПХ произвёл подсчёты баллов и пришёл к выводу, что сумма баллов довольно высокая и есть смысл подавать документы на участие в соревнованиях.

В прежние годы за победу полагался солидный денежный приз, который можно было использовать в интересах ЛПХ. Сейчас премии за первое место не полагается. Кубок за победу (который стоит на почётном месте в кабинете директора) в ЛПХ рассматривается как Почётная грамота, как признание, что в 2018 году «Карпогорылес» — лучшее лесозаготовительное предприятие области. Это и греет душу и самолюбие тружеников предприятия.

На нынешний год ГК «Титан» объявила ЛПХ ещё более напряжённые планы, рост по объёмам лесозаготовки почти 120 тыс. кбм, расслабляться некогда.

На подоконнике в кабинете гендиректора стоит целый парк моделей различной лесозаготовительной техники самых разных фирм. Поинтересовался, почему в лесу и на нижнем складе используется такая разношерстная техника, практически всех известных мировых компаний. Не лучше ли отдать предпочтение одной фирме и обучать людей на одни машины, да и с запчастями меньше проблем?

В какой-­то мере Евгений Леонидович согласился со мной, однако заметил, что у всех компаний­-производителей лесной техники есть свои плюсы и свои минусы. Поэтому в ЛПХ идёт поиск наиболее оптимальной техники по производительности, по надёжности, по стоимости. Да и конкуренция среди поставщиков, что называется, на руку леспромхозу.

Ещё одна острая тема — жильё для молодых семей. По словам Евгения Леонидовича, ЛПХ выдаёт беспроцентные ссуды на строительство и покупку жилья. Сейчас в Карпогорах вырос целый микрорайон новых домов.

Во время вечерней беседы с гендиректором поговорили о многих производственных проблемах – о сертификации лесов, о заказниках, об обес­печении населения дровами, о перспективах «Карпогорылеса». Также мы — два деда — побеседовали о своих внуках и внучках, о которых, как и о производстве, можно говорить бесконечно.

 


Власть и бизнес

Самым поздним вечером удалось побеседовать с молодым и энергичным главой Пинежского района Александром Чечулиным о социальных программах Группы компаний «Титан» и ООО «Карпогорылес» в частности.

По словам Александра Сергеевича, Пинежскому району, можно сказать, очень повезло, поскольку здесь работают сразу три крупных лесозаготовительных предприятия — «Карпогорылес», «Пинежьелес» и Усть-­Покшеньгский ЛПХ, которые входят в Группу компаний «Титан».

Между правительством Архангельской области и ГК «Титан» сложились конструктивные, партнёрские отношения, заключён договор, согласно которому району оказывается солидная финансовая помощь.

Александр Сергеевич привёл лишь несколько примеров. Группа компаний «Титан» выделила около 3 млн. рублей на разработку проекта и различные экспертизы строительства в Карпогорах детского садика на 220 мест. Область со своей стороны выделила 300 тыс. рублей, в результате проект детсада попал в федеральный реестр экономически обоснованных проектов, и уже из федерального бюджета на строительство было выделено 200 млн. рублей!

В настоящее время идёт разработка и согласование проекта детского парка в Карпогорах.

В посёлке Пинега планируется построить не простенький сельский клуб, а — по просьбе жителей — современный Дом культуры, где будет зрительный зал, который с лёгкостью трансформируется в танцевальный или спортивный, будет библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. На проектирование Дома культуры ГК «Титан» также выделила 2,8 млн. рублей. Это только крупные проекты.

«Карпогорылес» в свою очередь оказывает помощь ветеранам и детям на проведение различных мероприятий, выделяется грейдер для расчистки дорог в Карпогорах, самосвалы для подвозки песка, да мало ли на селе проблем, где без поддержки ЛПХ не обойтись.

Можно сказать, что там, где есть производство, у жителей гораздо меньше проблем по сравнению с населёнными пунктами, где производство зачахло.

Это Александр Сергеевич знает не понаслышке, в своё время он работал главой Со­ломбальского округа Архангельска. И здесь прекратили своё существование такие крупные предприятия, как Соломбальский ЦБК, Соломбальский ЛДК, Поморская лесопильная компания, сократилось производство на Соломбальском машиностроительном заводе. Сразу возникла масса проблем — тут и безработица, и сокращение налоговых поступлений.

А здесь, в Пинежском районе, объёмы производства леспромхозов только наращиваются, а это новые рабочие места, новые налоги в районный бюджет, это оптимистические перспективы района.



Текст и фото Сергея КОНДРАТЬЕВА.

Архангельск–Карпогоры–Архангельск.


Дата публикации: 12 февраля 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №02(239)
Теги: Откровенный разговор




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий