Пеллетное производство – здесь и там

Как известно, основным рынком сбыта пеллет, выпускаемых в России, являются страны Европы, которые, однако, не ограничиваются импортом гранул, а ещё и успешно сами их производят. Будучи одним из ведущих поставщиков комплексных решений для гранульных заводов, эстонская компания Hekotek выполняет поставки как в Россию, так и в Европу. А поскольку у каждого рынка есть свои тенденции, особенности, поставщик не может их не учитывать. В чём эти особенности? Об этом подробнее.

 


Дальше, важнее, дороже

Начнём с рынка российского – близкого и понятного читателю. Дороги, напоминает народная мудрость, – наша беда, а значит, ориентируясь на экспорт продукции, необходимо в первую очередь учитывать логистику доставки. Справедливости ради стоит сказать, что вопросы логистики актуальны в реализации любого проекта, независимо от географии, однако чем более длительный путь предстоит товару от производителя к потребителю, тем более важным (и дорогим) становится этот вопрос. Северо-западному региону повезло в этом отношении больше других, и с доставкой гранул европейскому потребителю здесь всё просто: производство – порт отгрузки – судно – порт выгрузки – потребитель. По этой же самой причине у дальневосточного региона есть предпосылки стать серьёзным игроком в сфере гранульного производства с прицелом экспорта на рынки Японии и Южной Кореи, развитие которых уже в ближайшем будущем увеличит ёмкость мирового рынка гранул на четверть (до 50 млн. тонн в год по сравнению с 40 млн. тонн на сегодняшний день). К слову, через год планируется запуск первого гранульного завода Hekotek во Вьетнаме. Мощность нового производства составит 160 тыс. тонн гранул в год, а будущие гранулы пойдут на экспорт в Японию. В случае успешной реализации первого проекта в планах только у этого заказчика строительство целого комплекса пеллетных производств – до 5 заводов. Это наглядно иллюстрирует перспективы азиатского рынка в плане роста потребления древесных топливных гранул и спроса на них. Кстати говоря, первое судно для отправки будущих гранул ещё не построенного завода клиент забронировал уже сегодня.

- Особенности будущей логистики гранул необходимо учитывать уже в процессе планирования производства. Ведь от решения вопросов логистики зависит и упаковка, и складирование пеллет, а всё это необходимо заложить в проект будущего завода, – комментирует Алари Рооси, руководитель проектов Hekotek. – Однако в теории часто всё проще, чем в жизни. И, к сожалению, даже уже в процессе строительства гранульного завода российские предприятия, особенно сибирские, будучи зависимыми от железной дороги, не всегда могут быть уверены в том, что ситуация в плане логистики готовой продукции сложится как запланировано. К примеру, учтённая в проекте отправка будущих гранул вагонами-­хабрами, в итоге не состоявшаяся по причине невозможности получить эти самые хабры, вынуждает клиента буквально «с колёс» решать эту проблему, менять технологию упаковки на биг­-беги, а это другое оборудование, дополнительные затраты, в том числе временные. Тем не менее, мы всегда идём навстречу клиенту, вместе стараемся решать подобные вопросы в кратчайшие сроки.

К слову, таких проблем можно было бы избежать при наличии местного рынка потреб­ления пеллет, который, к сожалению, развивается не столь быстро как хотелось бы, и лишь Архангельская область может похвастаться котельными, уже около 10 лет работающими на пеллетах местного производства. Однако не об этом сейчас речь.

В практике Hekotek есть проекты, в рамках которых на один завод было поставлено оборудование для всех возможных видов упаковки, обеспечив клиенту гибкость в решении логистических вопросов. Кроме того, специально для сибирского региона Hekotek было разработано решение отгрузки готовых гранул непосредственно в морские контейнеры, установленные на железнодорожные платформы. Актуальны для сибирских заводов и большие силосы, совершенно невостребованные, к примеру, у европейских производителей гранул, регулярно отгружающих свою продукцию автотранспортом. О ежедневной отгрузке вагонов мечтать не приходится, и с учётом этого клиенту предлагаются технические решения. По той же причине востребованы большие силосы и у предприятий Северо-­Запада России, отгружающих гранулы россыпью в морские суда – объём, отправляемый морем, невозможно произвес­ти за день­-два. Такие силосы, рассматривая в перспективе долгосрочных инвестиций, являются прекрасной альтернативой широко распространённым в России 8­-тонным мягким контейнерам.

 


А что у них?

- Аналогичные огромные силосы – 2 силоса по 4 тыс. тонн – вошли в поставку оборудования и для недавнего шведского проекта Hekotek, – рассказывает Алари Рооси. – Однако там причина выбора данного решения другая: необходимость складировать гранулы с учётом их сезонного выпуска – завод работает лишь в течение теплого сезона. А так как основная потребность в гранулах приходится на сезон холодный, силосы позволяют в течение рабочего сезона накопить достаточно большой объём гранул и далее, даже при неработающем заводе, обеспечивать их регулярную отгрузку потребителю.

На вопрос, в чём причина такого рабочего графика завода, наш эксперт пояснил:

- Построенное на территории ТЭЦ, работающей на сжигании мусора, пеллетное производство позволяет рационально использовать тепловую энергию, необходимую для генерации электроэнергии, в течение тёплого сезона, когда центральное отопление не работает. Ленточная сушилка гранульного завода – идеальное решение для разумной утилизации излишка тепла.

Как оказалось, это не единственный проект в Европе, целью которого является рациональное использование тепла при выработке электричества. Так, недавно Hekotek запустил аналогичный завод в Латвии, где вышеупомянутая ленточная сушилка пеллетного завода является единственным охладителем для ТЭЦ. Безусловно, проекты не одинаковы – за всю историю работы Hekotek у компании не было одинаково построенных заводов, однако причины реализации шведс­кого и латвийского проектов идентичны. В основе – рациональный подход к использованию ресурсов. К слову, именно по этой причине неотъемлемой частью многих пеллетных производств стали линии окорки низкосортной древесины Hekotek. Связано это с тем, что во многих странах объёмы доступного сырья для гранул, коим являются опилки и стружка — в дефиците. И в ход идёт любое доступное сырьё, на подготовку которого заводы вынуждены тратить немало средств. Потому-­то и стремятся европейские производители сделать своё производство ещё эффективнее, ещё рациональнее. И Hekotek всегда с готовностью им в этом помогает.

­ Это выгодно обеим сторонам – и клиенту, и нам как производителю оборудования, — комментирует руководитель Hekotek Хейки Эйнпаул. – Мы развиваемся вместе с клиентом, а чем больше знаний и опыта мы накопим в процессе реализации текущих проектов, тем больше сможем пред­ложить нашим будущим клиентам.


Дата публикации: 22 октября 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(234)
Теги: Экспорт, Биотопливо




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий