Европеллеты направили на склад

С 10 июля полностью прекратятся поставки пеллет из России в Европу, которая является основным рынком сбыта этой продукции для российских компаний. С этой даты вступят в действие санкции Евросоюза, ограничивающие поставки продукции из древесины из России и Беларуси.

В 2021 году на Евросоюз пришлось 80% экспорта российских пеллет, поставки составили 1,95 млн. тонн на сумму 320 млн. долл.

В первом квартале 2022 года объём экспорта пеллет из России в Европейский союз увеличился на 14%, до 478 тыс. тонн, а стоимость составила 85 млн. долл. Трудности с поставками древесных пеллет из России в Европу начались ещё 8 апреля 2022 года, когда перестали действовать российские торговые сертификаты FSC, которые обязательны для поставок на крупные европейские электростанции и котельные.

Ещё через неделю прекратили действовать сертификаты ENplus, применяемые на потребительском рынке. После этого европейские компании стали отказываться от закупок российских пеллет. А с середины июля российские лесопильные предприятия Северо-Запада России, а именно они являются главными производителями и поставщиками древесных топливных гранул в Европу, останутся полностью без рынка сбыта.

«Кроме Европы российские пеллеты практически никто не брал, – говорит генеральный директор ЛХК «Череповецлес» Валерий Писарев. – Так что с закрытием европейских рынков их будет вообще некуда девать. В Китай их не доставить – цена просто не позволит». По его словам, невозможность реализовывать гранулы на внешних рынках может привести к тому, что лесопильщики не смогут утилизировать отходы деревообработки и будут вынуждены сокращать производство пиломатериалов.

Об этом же говорит и замдиректора по производству компании «СевЛесПил» Александр Конюхов. «Отчасти невозможность поставлять пеллеты на экспорт повлечёт за собой остановку производства, – полагает он. – Если компания не может перерабатывать отходы, которые уже переведены в категорию вторичного сырья, происходит их накопление.

При отсутствии их реализации компания вынуждена либо останавливать производство, либо платить штраф. Захоронить опилки тоже нельзя – это пожароопасный продукт. Так что предприятия будет вынуждены либо останавливаться, либо искать альтернативные пути использования опилок. Производить брикеты невыгодно, так как цена на них упала. И это не такие большие объёмы потребления».

На внутреннем рынке России не существует потребления древесных топливных гранул. «Наблюдаются попытки некоторых компаний организовать сбыт пеллет на месте – на уровне домохозяйств, небольших котельных. Но единого централизованного решения в масштабе страны по этому рынку пока нет, – констатирует Юрий Лахтиков, председатель правления РАО «Бумпром». – И быстро сформировать внутренний рынок не получится. Что касается среднесрочной и долгосрочной перспективы, то до конца текущего года можно попробовать использовать опыт Архангельской, Ленинградской, Вологодской областей, республик Коми и Карелии по переводу муниципальных котельных на пеллеты.

Технологически это довольно несложный процесс. Переоборудовать существующую угольную котельную на работу на пеллетах не очень сложно». Также одним из вариантов утилизации древесных отходов для лесопильных компаний Юрий Лахтиков видит переход на производство биоугля. Его плотность выше, чем у пеллет, по весу и теплотворной способности он приближается к каменному углю и при этом является возобновляемым, экологически чистым топливом. Но для этого потребуются значительные инвестиции – комплектное оборудование для производства биоугля более дорогое, чем пеллетные линии.


Василий КОМАРОВ. 


Дата публикации: 28 июня 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №11(306)
Теги: Экспорт, Санкции, Биотопливо




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий