Пеллетное производство – российские реалии в сравнении

На фоне резкого изменения валютной ситуации прошлой осенью на строительство гранульных производств практически одновременно обратили внимание сразу несколько лесопильных предприятий сибирского региона. В результате сегодня в Иркутской области уже работают 2 пеллетных завода и столько же находятся в стадии активного строительства. Транспортная составляющая, традиционно высокая для сибирского региона, не имеющего альтернативного железной дороге способа доставки гранул в порты для отправки европейским потребителям, ввиду резкого снижения курса рубля значительно снизилась на фоне общей стоимости гранул в валюте. Экспортировать пеллеты из Сибири стало значительно выгоднее, и этим отчасти можно объяснить своеобразный сибирский бум в строительстве пеллетных заводов.

Интересно, что подобный бум, совершенно не привязанный к валютным колебаниям, характерен сегодня и для Европы. К примеру, эстонская компания Hekotek, поставившая оборудование для всех четырёх новых гранульных заводов в Иркутскую область, только за неполный 2015 год выполнила поставку ещё 4 комплексных пеллетных заводов – двух в Эстонию и по одному в Беларусь и в Швецию. К слову, уже весной 2016 года планируется запуск и нового завода в г. Вельске Архангельской области. Как оказывается, общее настроение в пользу строительства новых пеллетных производств в целом одинаково и для России, и для Европы, несмотря на различные предпосылки.

Абсолютно одинаков и продукт, производимый гранульными заводами разных стран. Пеллеты премиум-класса российского производства ничем не отличаются от своих европейских аналогов. Всё это возможно благодаря высокому качеству как сырья, так и оборудования, на котором российские пеллетные предприятия выпускают продукцию.

К слову, заводы, поставленные в Россию компанией Hekotek, по качеству оборудования ничем не отличаются от заводов, поставляемых ею же в Европу – и те, и другие комплектуются из одинаковых компонентов, с учётом условий работы и специфики сырья конкретного завода, а не страны, где он расположен.

А вот структура себестоимости пеллет, выпускаемых в России и Европе, отличается настолько, что стоит уделить этому особое внимание. Возьмём для примера маленькую Эстонию – с одной стороны, государство соседнее, а с другой – интегрированное в европейскую экономическую структуру.

 



ИНТЕРЕСНЫЕ РАСЧЁТЫ

В общей себестоимости тонны гранул эстонского производства около 70 евро составляет сырьё. В среднем 10 евро составляют затраты на электроэнергию, 4 евро – на рабочую силу, 4 евро – расходные материалы и обслуживание, и те же 4 евро требует логистика до порта. При средней стоимости тонны пеллет в порту 130 евро маржа составляет около 38 евро (в эту сумму входит и амортизационная составляющая).

В России ситуация иная. А учитывая, что реалии в разных регионах страны заметно отличаются, рассмотрим структуру себестоимости пеллет в регионах, традиционно имеющих максимальные мощности и объёмы лесопильного производства, а значит, и его отходов – сырья для выпуска древесных гранул. Не претендуя на безупречную точность данных, а также для удобства сравнения переведя рублёвые затраты местных производителей в евро, получим следующий расклад.

Стоимость сырья для производства пеллет для лесопильных предприятий в обоих регионах по сути является нулевой, а зачастую её значение можно рассматривать даже со знаком минус, ведь выпуск пеллет означает для лесозавода отсутствие дополнительных затрат на вывоз отходов производства на свалку или же устранение последствий их самовозгорания.

Стоимость электроэнергии для производства тонны пеллет в среднем составляет 4 евро для Иркутской области и 5 евро для Архангельской, ещё в 6 евро обходятся расходные материалы и обслуживание независимо от региона. Трудозатраты в Иркутской области составляют примерно 6-7 евро, что на 1-2 евро больше, чем в Архангельской, и примерно на 20-40% выше, чем в принятой к сравнению Эстонии.

Основной нагрузкой на сибирских производителей пеллет ложатся транспортные затраты –доставка тонны гранул из Иркутской области до порта Санкт-Петербург обходится примерно в 45-50 евро. Для экспортёров Архангельской области транспортная составляющая доставки гранул в порт различна – от нулевой (для заводов, отгружающих пеллеты непосредственно на суда, следующие через Северное море в центральную Европу) до 20 евро – при доставке гранул по железной дороге до порта Петербурга. При средней стоимости пеллет в порту 100 евро за тонну маржа (без вычета амортизационной составляющей) иркутского производителя составит 23-28 евро, а архангельского – 60-80 евро!

 



ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

Обычно для успешного снижения себестоимости продукции производителю целесообразно в первую очередь прилагать усилия для уменьшения самых больших показателей в её структуре. И если для гранульных заводов Эстонии таким приоритетным моментом является сырьё, то для сибирских предприятий оно, наоборот, доступно в избытке, уступив первое «почётное» место транспортировке. Поэтому наиболее рациональным решением для этого региона могло бы стать создание внутреннего рынка потребления пеллет. Сравнивая цифры, приведённые выше, трудно не заметить, что экспортёры гранул Архангельской области находятся в наиболее выгодных условиях, однако, как говорится, нет предела совершенству. Возможность снизить затратную часть существует и здесь: отправка пеллет напрямую в Европу на судах более крупными партиями (до 20 тыс. тонн вместо 4 тыс. тонн, отправляемых сегодня) удешевит их транспортировку не менее чем в 2 раза, увеличив стоимость пеллет в порту Архангельска со 100 до 120 евро.

При всех преимуществах экспорта гранул для региона абсолютно резонно было бы обратить внимание и на дальнейшее развитие внутреннего рынка потребления пеллет, тем более что такие решения здесь уже успешно опробованы – в области (ближайшем пригороде Архангельска) в течение нескольких лет функционируют 7 коммунальных котельных, работающих на сжигании пеллет местного производства.

Однако наличие на месте только одного поставщика пеллет, причём плотно ориентированного на экспорт гранул, не позволяет пока говорить там о динамичном развитии этого направления – коммунальное хозяйство не может позволить себе риски, связанные с зависимостью от единственного поставщика топлива. Поэтому региону, безусловно, есть к чему стремиться. Тепловая энергия, получаемая из отходов – всегда наиболее разумное и рациональное для общества решение, особенно при таком низком уровне стоимости сырья и производства, как здесь. Приведённые цифры и расчёты показывают, что пеллеты, бесспорно, могут быть конкурентоспособным топливом на местном рынке. Однако сделать его таковым – задача, которая, очевидно, не под силу бизнесу без участия государства.

Дата публикации: 30 ноября 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №18(180)
Теги: Биотопливо




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий