Объёмы лесосплава снижаются

Принято считать, что молевой сплав у нас в области и по всей стране был прекращён по распоряжению правительства СССР. Это не так. Правда, распоряжение действительно вышло, но ведь известно, что исполнительская дисциплина в социалистические времена оставляла желать лучшего, и если бы все постановления правительст-ва выполнялись, то мы бы уже 30 лет назад жили при коммунизме. Лесосплав благополучно дожил до распада СССР.

Автор этих срок лет 17-18 назад присутствал на совещании, которое проводил зам. генерального директора «Северолеса» Валентин Зажигин, который, будучи опытным сплавщиком, едва ли не умолял руководителей леспромхозов и сплавконтор не губить молевой сплав, продолжать работать по отработанной десятилетиями схеме молевого сплава.

Однако окрылённые полученной в ходе приватизации свободой руководители АО решили выживать поодиночке, надеясь отработать новые схемы транспортировки леса.

Результат известен — все без исключения приречные леспромхозы прошли процедуру банкротства, некоторые по нескольку раз меняли название, собственников, но всё это не слишком помогло, и сегодня немало приречных леспромхозов дышат на ладан. Из некогда высокорентабельных сплавконтор области до сегодняшнего дня
не дожила ни одна.

Вот что происходит, когда владельцы предприятий не уделяют лесосплаву должного внимания.

И даже нынешний финансовый кризис не заставил лесопромышленников обратиться к водному транспорту леса.

Наверное, кризис ещё не коснулся лесной отрасли, если объёмы лесосплава (самого дешёвого транспорта леса) в этом году резко сокращены. Сейчас, в последние дни марта, подготовка к лесосплавной навигации практически завершена. В апреле в плоты зимней сплотки будут уложены последние пучки, установлены выноса, и останется ожидать ледохода и паводка, чтобы снять плоты с плотбищ.

Наш корреспондент обратился к и. о. заместителя главы администрации Александру Давитиашвили с просьбой проком
ментировать результаты подго- товки к лесосплавной навигации. Александр Шалвич в ярких и образных выражениях отметил, что результаты эти отвратительные. Даже по сравнению с прошлым годом в плоты уложено значительно меньше древесины. Приречные леспромхозы готовы были основательно подготовиться к сплаву, уложить в плоты и штабеля больше леса. Однако отсутствие кредитования в межнавигационный период, в первую очередь от ЦБК, не позволило леспромхозам работать в полную силу.

В результате подготовлено балансов к сплаву значительно меньше, чем в прошлом году, что неминуемо приведёт к дефициту балансового сырья, в котором ЦБК винить будет некого, кроме самих себя.

Ещё с социалистических времён бытует мнение: мол, куда они денутся, приречные лес-промхозы, как миленькие заготовят лес и отправят вниз по матушке Двине. Буксировать плоты вверх по течению ещё никто не может. Некуда особо деваться и прижелезнодорожным ЛПХ – отгрузят балансы на ЦБК, поскольку даже ЦБК соседней Карелии начали отказываться от нашего сырья.

Так ли безнадёжно положение лесозаготовителей? Например, один из леспромхозов области отрабатывает схему поставки балансов в Красноярск, откуда к нам в область взамен будет отгружаться пользующийся спросом пиловочник. Самое невероятное, что такая транспортная схема рентабельна и эффективна. Не исключено, что и другие ЛПХ найдут потребителей балансов за пределами области, и тогда дефицит сырья для ЦБК обострится.

С большой вероятностью может повториться ситуация, когда лесопереработчики станут настойчиво обращаться к региональным властям с требованием запретить вывоз круглого леса за пределы области, ссылаясь на возникший у них дефицит сырья. Неужели так необходимо вновь «наступать на грабли»?

Объёмы зимней сплотки, объёмы древесины, подготовленной для перевозки в баржах, полностью зависят от политики лесопереработчиков, от объёмов финансирования лесозаготови
телей в межнавигационный период.

Сейчас можно подвести предварительные итоги. Самый главный показатель — объём зимней сплотки. Если в 2008 году он составлял 816,7 тыс. кбм, то по прогнозам 2009 года в плотах будет отправлено потребителям 575,2 тыс. кбм, в том числе пиловочника — 306,7 тыс. кбм.

В 2008 году в баржах было перевезено 1040,4 тыс. кбм, а в этом году подготовлено к отгрузке лишь 348,2 тыс. кбм. Следует учесть, что этот показатель будет увеличен, поскольку лес в баржах перевозится не только весной, но и всю навигацию, и у леспромхозов будет возможность подвезти к реке и отгрузить потребителям дополнительные объёмы сырья.

Чего не скажешь о плотовом сплаве — здесь основные объёмы отправляются весной. Навигационная береговая сплотка теряет популярность у лесозаготовителей из-за обмеления Северной Двины в летнее время, и формировать плоты из микропучков с минимальной осадкой (чтобы плот мог вписаться в параметры судового хода) для лесозаготовителей не очень выгодно.

В 2008 году общий объём поставки древесины по рекам (в плотах и баржах) составил 1857,1 тыс. кбм. В нынешнем го- ду к сплаву подготовлено 923,4 тыс. кбм (в плотах — 575,2 тыс. кбм, в баржах — 348,2 тыс. кбм). Как видим, результат неутешительный. Самый «сплавной» – Верхнетоемский район в этом году подготовил к сплаву лишь 308,9 тыс. кбм древесины, что на 19,1% меньше уровня прошлого года, Виноградовский район – 215,0 тыс. кбм, или на 48,2% меньше.

В целом по Северной Двине сплавные ресурсы составляют 654,1 тыс. кбм, или 74,6% к уровню прошлого года.

По реке Вычегде сплавные ресурсы составляют 171,1 тыс. кбм, или 71,9% к уровню прошлого года.

По реке Пинеге сплавные ресурсы составляют 65,2 тыс. кбм, или 46,9% к уровню прошлого года, причём в плотах зимней сплотки — всего 20,2 тыс. кбм, в 2008 году было 51,0 кбм. По реке Ваге объёмы сплавных ресурсов совсем небольшие — 33 тыс. кбм, в прошлом году сплава по Ваге вовсе не было.

При таком отношении лесопромышленников к самому дешёвому виду транспорта леса – водному – лесопереработчикам не стоит рассчитывать на сырьевое изобилие.

Крупные экономисты не устают говорить с телеэкранов, что мировой финансовый кризис заставит промышленность искать пути повышения эффективности производства, снижать производственные издержки. Или наши лесопромышленники телевизор не включают, или кризис до нас ещё не дошёл? А может, дела в ЛПК идут настолько успешно, что нет нужды экономить на транспортировке сырья?
Иначе результаты подготовки к сплавной навигации были бы совсем другие.

Сергей Кондратьев.


Дата публикации: 30 марта 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий