Лес — дело тёмное, сплав — дело сложное?

Даже туристы — любители сплавляться на плотах и лодках по рекам, готовятся к водному путешествию основательно. Изучают маршрут, выбирают вид сплав­средства. А уж сплав леса – занятие действительно сложное. Для молевого сплава была создана целая индустрия: запани, обоновка, остолбовка, плотины для регулирования уровней воды на малых реках.

Были и специалисты, которые знали сплав до тонкостей, умели делать всё — и запани, и боны реевые устанавливать, и караванку вести, и плоты формировать. Были такие асы, которые — при производственной необходимости — могли стоя на бревне и ловко орудуя багром, переплыть Северную Двину. Всё это было.

Возможно ли возродить лесосплав? Этим вопросом не раз задавалась наша газета. И ответ может быть только один – да. И вовсе не потому, что этого кто­то пожелает. Что называется, нужда заставит лесопромышленников вернуться к лесосплаву. Однако сформировать плот — это лишь полдела, его надо ещё отбуксировать потребителю. Что же думают партнёры лесозаготовителей – речники о возрождении лесосплава?

Наш корреспондент обратился к начальнику пристани Верхняя Тойма Виталию Шаньгину, отработавшему в Северном речном пароходстве почти 35 лет, с просьбой дать свой комментарий.

По словам Виталия Александровича, ещё 1520 лет назад молевой сплав проводился по многим рекам района – Верхней и Нижней Тойме, Кодиме, Ерге. Формировались плоты зимней и навигационной сплотки. В одночасье молевой сплав захирел, следом за ним и навигационная сплотка.

В последние годы основная работа речников это буксировка плотов зимней сплотки и перевозка леса в баржах.

Двина обмелела, судовой ход сузился, и летом буксировать плоты стало попросту невозможно. Тем более что у Северного речного пароход­ства в основном мощные плотоводы, а буксировать такими судами летние плоты объёмом 35 тыс. кбм невыгодно.

Необходимо провести дноуглубительные работы на Северной Двине. Молевой сплав возродить проблематично, да и сплоточные станки давно отправлены на металлолом, поэтому самое реальное – начать с береговой сплотки, когда готовые пучки сбрасываются в воду и из них формируется плот. Насколько мне известно, такая технология ещё совсем недавно применялась в Конецгорском ЛПХ. Несколько небольших плотов навигационной сплотки сформировано и отправлено потребителю в нынешнем году предпринимателем Иваном Хабаровым

.

 

При развитии береговой сплотки речники в состоянии обеспечить буксировку плотов, опыт есть. Мы как перевозчики двумя руками за увеличение объёмов перевозки. Что ни говори, а пока нет более дешёвого, эффективного способа транспорта леса, чем речной. За ним и будущее.

Фёдор КУЗНЕЦОВ.


Дата публикации: 18 августа 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий