Юбилей нелепого кодекса

В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «10 лет Лесному кодексу РФ. Итоги, проблемы, перспективы». За прошедшие годы в кодекс было внесено около 40 поправок в виде новых глав и статей. По мнению специалистов, Лесной кодекс по состоянию на 2007 год и Лесной кодекс по состоянию на ноябрь 2017 года – это принципиально разные документы с точки зрения глубины и качества нормативно-­правового регулирования отношений.

Кодекс требует продолжения системной работы по его совершенствованию. Можно выделить основные темы, требующие доработки: необходимость сохранения права федеральной собственности на земли лесного фонда; распределение полномочий между государственной и муниципальной властью с целью повышения эффективности её использования; оптимизация контрольно-надзорных функций; использование лесов; повышение открытости отрасли.

Комитет Архангельского областного Собрания по природопользованию и лесопромышленному комплексу представил свои предложения. Комитет предложил исключить положения статей 49 и 66 Лесного кодекса, обязывающие лесопользователей прилагать к отчёту об использовании и воспроизводстве лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съёмки, аэрофотосъёмки), фото-­ и видеофиксации, по нескольким причинам.

Во-­первых, эти материалы являются средствами контроля за лесопользователем, а конт­роль осуществляется органами госвласти, то есть нелогично обязывать лесопользователя самого себя контролировать.

Во­-вторых, часть требуемых материалов (материалы фото-­ и видеофиксации) невозможно привязать к объекту отчёта – лесосеке, т. е. достоверность таких материалов можно будет проверить только при непос­редственном осмотре лесосеки, но тогда необходимость их предоставления оказывается бессмысленной.

В-­третьих, получение указанных материалов потребует от лесопользователей дополнительных необоснованных затрат. Каждому лесопользователю придётся регулярно заказывать съёмку своих лесосек. При этом понятно, что площадь снимков будет несопоставимо больше, чем площадь лесосеки, т. е. в снимок зачастую будут попадать участки, где не велось лесопользование или где лесопользование ведётся другими арендаторами, которые в свою очередь будут заказывать снимки практически этих же участков. Пока непонятно, какие будут требования к качеству снимков. Но если будет дана возможность использования общедоступных бесплатных космоснимков, то почему тогда это не могут делать органы госвласти, на которые возложены функции контроля?

В-­четвёртых, увеличение затрат на материалы аэрокосмической съёмки, аэрофотосъёмки приведёт к значительному удорожанию работ, связанных с заготовкой древесины, лесовосстановлением, что негативно скажется на ЛПК региона, в первую очередь на его лесозаготовительных предприятиях.

Также профильный комитет областного Собрания предложил исключить п. 7 части 2 статьи 74 Лесного кодекса, так как он существенно снижает инвестиционную привлекательность лесного комплекса, и изъять нормы, касающиеся реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Подводя итог, участники парламентских слушаний при­шли к мнению, что концептуальных изменений в Лесной кодекс не требуется, но есть вопросы, которым необходимо системное регулирование, а также необходимо устранение пробелов в законодательстве.


Дата публикации: 4 декабря 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №19(218)
Теги: Законодательство, Юбилеи




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий