Шведская борьба с короедом

Короедное усыхание хвойных деревьев — проблема, с которой столкнулось лесное хозяйство не только Беларуси и Украины: леса Швеции, к примеру, подвергались атаке насекомых-­вредителей с середины 80­-х годов прошлого столетия, а последняя вспышка усыхания произошла в этой стране в 2015 году. О том, как ведётся борьба с короедом в Швеции и как поисковые собаки могут помочь в мониторин­ге свежезаселённых деревьев, мы поговорили с профессором Университета сельскохозяйст­венных наук Швеции Фредриком ШЛИТТЕРОМ.

­

Господин Шлиттер, этот год для лесного хозяйства Беларуси стал началом масштабной борьбы с атакой насекомых­вредителей. Сплошные санитарные рубки на площади 24 тыс. га многие расценивают как экологическую катастрофу. Расскажите, случалось ли подобное в лесном хозяйстве Швеции?

- В последние десятилетия в Швеции произошло несколько крупных вспышек усыхания. Наиболее масштабной проблемой стало усыхание хвойных деревьев в середине 80-­х годов ХХ века. Причиной тому послужило неправильное хранение заготовленной древесины, а также продолжительная засуха, что стало благоприятной средой для распространения вредителя.

Чтобы противостоять новой угрозе, в лесное законодательство Швеции были своевременно внесены поправки, которые позволили прекратить атаку короеда.

В частности, ужесточились требования к срокам удаления с лесосеки заготовленной древесины и к разработке буреломов. Было установлено 300 тыс. феромонных ловушек и ещё 600 тыс. в приграничных с Норвегией лесах. Шведское агентство лесного хозяйства провело широкую информационную кампанию по повышению осведомлённости владельцев лесов и общественности об угрозе.

Ураган «Гудрун» в 2005 году, который позже в Европе окрестили сильнейшим штормом столетия, а также стихийное бедствие 2007 года стали причиной гибели 70 млн. кубометров хвойных деревьев в Швеции. Конечно, лесная отрасль старалась как можно быстрее заготовить и вывезти повреждённую древесину. Как результат, на старом аэродроме на юге Швеции у нас образовался самый большой промежуточный склад древесины в мире, что повлекло за собой распространение жука­-вредителя.

В 2015 году в северной части страны, неподалеку от Сундсвалля, произошла новая вспышка короедного усыхания сосны, очаги которого мы локализуем до сих пор. Причиной стало опять-­таки большое количество ветровально-­буреломной древесины.

­

Сейчас единственно эффективным методом своевременной борьбы с нашествием вредителя в нашей стране остаётся оперативная рубка свежезаселённых деревьев. Какие методы применяют в Швеции?

- Безусловно, необходимо прилагать все усилия, менять лесное законодательство в сторону того, чтобы по максимуму сократить сроки заготовки повреждённой короедом древесины. Удаление свежезаселённых деревьев должно происходить не позднее трёх недель после атаки, хотя пока, к сожалению, на практике это не всегда возможно из-­за сложностей с обнаружением насекомого. Для этого необходимо совершенствовать систему мониторинга таких насаждений.

Феромонные ловушки — эффективный способ следить за полётом жука во времени и пространстве. Однако ключевым этапом в борьбе с короедом для нашей страны стала согласованная работа Шведского лесного агентства, объединение мелких и крупных лесовладельцев, лесной промышленности и государственных учреждений в стремлении к достижению одной общей цели.

Выборочные рубки, которые проводятся уже после того, как насекомое уничтожило дерево, неэффективны. Пока мы боремся с вредителем, в основном своевременно вырубая свежезаселённые деревья, как это происходит и в Беларуси. Инсектициды больше не применяются в лесном хозяйстве Швеции, феромоны используются только для мониторинга.

­

Господин Шлиттер, знаю, что в Европе обнаружить вредителя под корой дерева помогают специально обученные собаки­ищейки. В чём суть такой необычной практики?

- Самой большой проблемой является своевременное обнаружение вредителя, когда с виду абсолютно здоровое дерево уже подверглось атаке. И здесь мы обратились к помощи поисковых собак. Животные способны унюхать присутствие насекомого под корой дерева и подать сигнал о том, что оно уже атаковано.

Кроме того, европейские учёные в настоящее время работают над получением веществ — антиаттрактантов, которые отпугивали бы насекомых от лакомой добычи.

В будущем, я убеждён, ключевыми фигурами в борьбе с вредителями леса станут наука и образование.

­

Могли бы вы рассказать, какие интересные разработки предлагают европейские учёные?

- Я приведу пример нескольких научных исследований, которые проводит факультет лесной науки Чешского университета. Для одного из них в еловом лесу были выбраны два экспериментальных участка. На первом популяция короеда малочисленна, но деревья здесь подвержены воздействию солнца и недостатку влаги. На втором участке короед уже успел обозначить свои владения. Сотрудники вуза и студенты наблюдают за состоянием деревьев на обоих участках и анализируют их уязвимость от атак при помощи нескольких методов.

Так, физиологические методы (измерение расхода воды в ксилеме с помощью расходомеров и дендрометров, измерение площади листа и измерение уровня влаги) используются для обнаружения ослаб­ленных деревьев. При помощи методики древесно-­кольцевого анализа учёные отслеживают годовой прирост деревьев на основе древесных колец на двух участках.

Эти исследования проводятся с целью установить, какая связь между физиологией дерева и его восприимчивостью к нападению насекомого-­вредителя.

Чтобы предупредить заселение дерева вредителем, учёные прибегли к помощи дистанционного зондирования. Дерево, которое испытывает дефицит влаги, обладает слабой охлаждающей способностью, у него изменяется структура иглицы. Такие деревья выделяют больше летучих веществ из­-за более высокой температуры коры и иглы и могут гипотетически служить первыми мишенями при нападении насекомых. Эти изменения способны выявить спектральные сканеры и тепловизоры, которые подключают к беспилотным летательным аппаратам. Такой метод мониторинга позволяет предупредить атаку насекомого на ранней стадии.

В заключение хочу отметить, что, на мой взгляд, самым эффективным методом борьбы с насекомыми-­вредителями в наших лесах в будущем станет изменение их структуры, повышение биологического и семиохимического разнообразия. Новые подходы в лесовосстановлении будут очень ценны для сохранения устойчивости лесов в результате глобальных изменений, которые уже в самом разгаре.

 



«Потёмкинский стиль»

Опыт Швеции показывает, что ельники с большой долей присутствия в них берёзы меньше подвержены атаке короеда, чем монокультурные леса. В Чехии решили взять этот опыт на вооружение и создавать в хвойных лесах коридоры из быстрорастущих пород. Такой метод создания лесных культур получил название «потёмкинский стиль».

Так, в еловых лесах, на участках, подверженных нехватке влаги и где деревья больше страдают от воздействия сильного ветра, создаются коридоры без участия пород­-«хозяев» — сосны или ели. Лучше всего для этих целей подходит берёза — порода быстрорастущая и более устойчивая к атаке насекомых­-вредителей. Учёные утверждают, что постепенный переход от монокультур к более разнообразным смешанным лесам позволит сохранить экономически ценные породы древесины и улучшить санитарное и лесопатологическое состояние в лесном фонде.



Татьяна Бинда.


Дата публикации: 17 ноября 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №18(217)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий