Лесное хозяйство и лесная промышленность РФ

Лесное хозяйство и лесная промышленность, использующие в своей работе один из богатейших ресурсов страны — лес, являются потенциально сильными, но недооценёнными секторами экономики России.

Об этом заявил заместитель директора ФБУ «СПбНИИЛХ» Николай Петрунин в ходе состоявшейся в Москве панельной дискуссии «Экономика лесного хозяйства. Новые подходы».

По его мнению, для того, чтобы лесной комплекс, объединяющий в себе лесное хозяйст­во и лесную промышленность, был более значимым и эффективным в экономике РФ, необходимо прежде всего совершенствовать финансово­-экономические механизмы государственного управления лесами.

Сегодня в РФ площадь земель лесного фонда составляет 1,2 млрд. га, а запас древесины – 83,4 млрд. кбм (первое место в мире).

Однако, обладая таким богатством и потенциалом для освоения этого ресурса, Россия уступает развитым странам мира в темпах развития ЛПК и эффективности ведения лесного хозяйства. При допустимом ежегодном объёме изъятия древесины свыше 700 млн. кбм в 2016 году в РФ было заготовлено 213,6 млн. кбм.

Доля ЛПК в валовом внутреннем продукте составляет 1,7%, в валютной выручке от экспорта – 2,1%, в объёме отгруженной продукции по промышленности в целом – 2,5%, в мировой торговле лесоматериалами – 2,9%, а добавленная стоимость на единицу заготовленной древесины в 2­5 раз ниже, чем в ведущих лесных державах мира (стоимость продукции из одного кубометра древесины в России – 264 долл., в США – 1 тыс. долл., в Финляндии – 1,2 тыс. долл.).

В то же время, если проанализировать динамику производства основных видов лесопромышленной продукции в РФ за период 2009—2015 годов, можно отметить увеличение объёмов практически по всем показателям, что видно из приведённой таблицы.

В 2016 году российский ЛПК сохранил позитивную тенденцию своего развития:

­ заготовлено 213,6 млн. кбм древесины;

­ объём выпуска пиломатериалов составил 22,8 млн. кбм (рост на 4,2% по сравнению с 2015 годом);

­ клеёной фанеры – 3,8 млн. кбм (рост на 3%);

­ ДСП – 7,4 млн. кбм (рост на 2,2%);

­ древесной и волокнистой целлюлозы – 8,2 млн. тонн (рост на 4,2%);

­ картона – 3,3 млн. тонн (рост на 6,9%);

­ пеллет – 1 млн тонн (рост на 5,2%).

Таким образом, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, в 2016 году лесной комплекс Российской Федерации вновь показал свой рост в производстве основных видов лесной продукции.

Эта динамика сохранилась и в 2017 году.

Так, в январе–мае 2017 года в РФ было произведено пило­материалов – 10,5 млн. кбм (рост на 8,5% по сравнению
с аналогичным периодом 2016 года), фанеры – 1,6 млн. кбм (рост на 0,8%), ДСП – 3,3 млн. кбм (рост на 15%), целлюлозы – 3,6 млн. тонн (рост на 2,8%).

Вместе с тем, по мнению Николая Петрунина, вклад ЛПК в совокупный валовый внутренний продукт страны составляет 25 млрд. долларов, в то время как в Бразилии – 35 млрд. долларов (запас древесины – 50 млрд. кбм), в США – 242 млрд. долларов (запас древесины – 22 млрд. кбм), в Канаде – 26 млрд. долларов (запас древесины – 35 млрд. кбм).

Одна из причин этого – невысокий уровень производства отечественным ЛПК продукции с высокой добавленной стоимостью, и не случайно, что 37% внутрироссийского рынка занимает импорт, 84% которого составляет продукция с высокой добавленной стоимостью.

По данным экспертов, бюджетная система РФ получает от лесного сектора экономики ежегодно более 110 млрд. руб­лей (платежи от использования лесов – 26,5 млрд. рублей,
налоговые платежи – 72 млрд. рублей, таможенные платежи – 11 млрд. рублей и т. д.).

В 2016 году объём субвенций, предоставляемых из федерального бюджета субъектам РФ на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений, составил 21,59 млрд. рублей, что меньше, чем поступление платежей от использования лесов в 2015 году.

По итогам 2016 года общая доналоговая прибыль ЛПК России составила 173,5 млрд. руб­лей (135% к уровню 2015 года).

Таким образом, у лесной отрасли нашей страны имеется большой потенциал, который в настоящее время используется крайне неэффективно из­за множества накопившихся проблем как экономического, так и нормативно­правового характера.

Со слов Николая Петрунина, финансово­экономические вопросы государственного управления лесной отраслью охватывают различные направления, среди которых управление лесным хозяйством, оценка лесосырьевых ресурсов, использование лесных ресурсов, охрана, защита и воспроизводство лесов, организационно­технические мероприятия.

С момента принятия в 2006 году нового Лесного кодекса РФ наибольшее количество неурегулированных вопросов в сфере лесных отношений касается экономики. Так, например, на федеральном уровне вопросы лесного хозяйства и ЛПК относятся к компетенции 12 министерств и ведомств, что существенно затрудняет выработку эффективной политики разви­тия лесного хозяйства и ЛПК, управление в этой сфере.

Во многом в результате этого система текущего, среднесрочного и стратегического планирования развития отрасли включает в себя сразу несколько государственных программ развития лесного хозяйства, стратегии развития лесного комплекса, схемы территориального планирования областей, региональные целевые программы развития лесного хозяйства и лесные планы субъектов РФ. При этом каждый из документов преследует свои цели и задачи, а сведения, содержащиеся в них, не корреспондируются по аналогичным направлениям в других документах (кстати, лесной план как основа освоения лесов не является документом стратегического планирования).

В настоящее время большинство лесных планов субъектов РФ существуют обособленно и не принимаются во внимание федеральными органами исполнительной власти при согласовании различных вопро­сов, касающихся в том числе и финансового обеспечения переданных полномочий. Поэтому целесообразно принять решение о создании Лесного плана Российской Федерации (Сводного плана Российской Федерации), что станет правовой основой отраслевого планирования и прогнозирования, причём на среднесрочной основе. Для этого потребуется принятие постановления Правитель­ства Российской Федерации, а в последующем и внесение изменений в Федеральный закон № 172-­ФЗ от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании».

Лесное законодательство является одним из самых нес­табильных. Так, например, за последние 20 лет главные лесные законы страны менялись более 60 раз. Если за 10 лет (2001—2010 гг.) средняя час­тота изменений составила 4,1 раза в год, то за последние 5 лет (2011—2015 гг.) – около 6 раз в год, что, безусловно, не свидетельствует о стабильности и эффективности российского лесного законодательства.

А это напрямую отражается на функционировании экономического механизма в лесном хозяйстве РФ.

По словам заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ – руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Валентика, в 2014—2016 годах было принято 8 значимых федеральных законов и 70 (!) подзаконных актов, непосредственно касающихся лесной отрасли.

Одновременно происходило многократное реформирование системы государственного управления лесной отраслью с перераспределением функций и полномочий между государственными органами.

 



Решение проблемных вопросов экономики лесной отрасли

В настоящее время в субъектах РФ существует трёхзвенная и четырёхзвенная системы управления лесами, разные организационно­правовые формы и осуществляемые функции у лесничеств, а также у региональных (автономных) учреждений, выполняющих комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов, также есть проблемы с осуществлением функций государственного лесного и пожарного надзора в лесах.

В результате этого численность работающих в органах исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, и в подведомственных им лесничествах, приходящаяся на единицу площади эксплуатационных и защитных лесов (100 тыс. га), различается между субъектами в нес­колько раз.

В ДФО и СФО она колеблется, например, от 1 до 1,5 единицы на 100 тыс. га, в УФО – до 3 единиц, в СЗФО – немногим более 6, в СКФО – 115 единиц, в ЮФО – 55 единиц, в ЦФО – 44 единицы, в ПФО – 22 единицы.

Следствием этого является то, что в отдельных субъектах РФ от 75% до 95% предоставляемых субвенций из федерального бюджета расходуется на содержание и обеспечение деятельности управленческого аппарата.

Поэтому в целях эффективного распределения субвенций необходима разработка типовой структуры и установления нормативно необходимой численности органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, осу­ществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, а также типовой структуры и нормативно необходимой численности лесничеств, в том числе участковых лесничеств.

Есть проблемные вопросы, связанные с оценкой лесосырьевых ресурсов, которые касаются своевременного проведения лесоустройства. Качест­венная и своевременная оценка состояния лесосырьевых ресурсов является базой для лесного планирования, прогнозирования развития арендных отношений, определения уровня доходности лесного сектора, объёмов освоения расчётной лесосеки и проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Кроме этого, можно планировать социально­экономическое развитие лесных территорий.

На сегодняшний день актуальная информация о качест­венных и количественных характеристиках лесов имеется только в отношении 19,2% площадей лесного фонда РФ, а на подавляющей части материалы лесоустройства устаревшие: в отношении 34,6% площадей лесного фонда давность лесоустройства составляет от 20 до 30 лет, в отношении 28,3% площадей – свыше 30 лет.

В 2016 году объёмы лесоустроительных работ были в 2,4 раза меньше, чем в 1991 году: так, если в 1991 году лесоустройство проводилось на площади более 50,5 млн. га, то в 2016 году – на площади 21,1 млн. га.

Отсутствие достоверной ин­формации о количественных и качественных параметрах лесов
является одной из причин расторжения договоров аренды лесных участков по инициативе арендатора. По сравнению с 2010 годом в 2016 году расторжение договоров аренды лесных участков по этой причине возросло в 4,2 раза и достигло 1,5 тыс. случаев.

Вместе с тем следует отметить, что в последние годы ситуация с лесоустройством из­меняется в лучшую сторону: в среднем на эти цели расходуется около 1,4 млрд. рублей, в том числе за счёт средств арендаторов лесных участков – около 150 млн. рублей.

Поскольку аренда лесных участков является одной из основных правовых форм использования лесов, необходимо обратить внимание на решение проблем, накопившихся в этой части.

Главные из них: ограниченный доступ к лесным ресурсам в результате их экстенсивного использования и неразвитость транспортной инфраструктуры, несовершенство договорных отношений, низкий уровень инвестиционной привлекательно­сти отрасли и высокая стоимость заёмных средств в российских банках, отсутствие системы проектных институтов, способных проектировать новые предприятия ЛПК, серьёзные обременения арендаторов в части выполнения и финансового обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов, необходимость в ряде случаев создавать условия для работы и проживания большого количества людей.

Однако несмотря на эти и другие проблемы, арендаторы лесных участков выполняют значительную работу по охране, защите и воспроизводству лесов. Сегодня объём софинансирования в охрану, защиту и воспроизводство лесов со стороны арендаторов лесных участков сопоставим с объёмами федеральных субвенций, предоставляемых субъектам на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений. Например, в 2016 го­ду арендаторы лесных участков израсходовали на это около 15 млрд. рублей, что в 1,5 раза превышает софинансирование федерального бюджета (9747,5 млн. рублей), а софинансирование региональных бюджетов – в 2,7 раза (5543,1 млн. рублей).

И это только часть проблем, которые необходимо решать в ближайшей перспективе, если исходить из поставленных задач по увеличению вклада лесной отрасли в экономику страны.



Илья Сергеев, главный аналитик Обособленного подразделения ФБУ «СПбНИИЛХ» (г. Москва).

Дата публикации: 19 октября 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(215)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий