Лесопользование в Германии

Известный учёный, профессор, д. э. н., заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ имени С. М. Кирова В. Н. Петров поделился итогами двухмесячной командировки в Германию

В начале этого года я повышал квалификацию по теме: «Государственное управление лесами Германии». Финансирование расходов было из федерального бюджета этой страны, ознакомление с системой государственного управления лесами проходило в течение двух месяцев, условием получения гранта было знание профессионального немецкого языка и поддержка немецких коллег – преподавателей лесных вузов и управленческих структур лесного хозяйства Германии.

Самостоятельного министерства лесного хозяйства на федеральном уровне в Германии не существует, функции управления лесами осуществляет подразделение в составе Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства.

Говоря о государственном управлении лесами, следует отметить основные базовые положения, на которых оно строится: федеративное устройство страны, исторически выдержанный баланс между законодательным регулированием лесных отношений и наличием традиций и обычаев, рамочное лесное законодательство на всех уровнях и преобладание диспозитивных методов управления лесами.

Внесу пояснения к вышесказанному.

Федеративное устройство Германии формально схоже с федеративным устройством России. Однако реализация на практике принципов федерализма в корне отличает наши страны и, в частности, лесное хозяйство.

В Германии действует рамочный федеральный лесной закон, принятый в 1975 году, в который, за время его существования, было внесено всего три поправки.

Леса, произрастающие на территории федеральных земель, находятся в их собственности. Каждая федеральная земля имеет собственные полноценные лесные законы, исходя из экономических, лесохозяйственных и социальных условий и традиций. Лесные законы земель также носят рамочный характер. Какой-либо жёсткой управленческой связи или контрольно-надзорной между федеральным уровнем управления лесами и землями не существует. Каждая земля выполняет функции по управлению лесами автономно, без оглядки на федералов.

Давние традиции и обычаи ведения лесного хозяйства на практике рассматриваются как полноценные источники лесного права. Видимо, по этой причине ни в какой земле нет никаких подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения. В это трудно поверить российскому работнику лесного хозяйства, но это действительно так. Есть красочные наставления и рекомендации, носящие пожелательный и учебно-практический характер, с широким диапазоном различных показателей для практического применения и выполнения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ.

В связи с этим приходит на ум наша известная поговорка: «Забудь всё, чему тебя учили в вузе». В Германии в адрес молодых специалистов лесного хозяйства она звучит иначе: «Вспомни, чему тебя учили в лесном вузе, и примени это на практике».

Действительно, в основу любого НПА положено какое-либо учение или теория, поэтому они не могут быть лучше, чем сама теория. А вот суконный язык нормативного правового акта делает его трудноприменимым в реальной жизни, которая гораздо богаче, разнообразнее и динамичнее. К тому же многие наши акты носят исключительно императивный характер, что сковывает творческую инициативу работников лесного хозяйства…

Немецкие государственные лесхозы в нашем понимании – это комплексные лесные предприятия, которые заготавливают древесину, ведут охотничье хозяйство, управляют лесами, покупают и продают лесные земли, осуществляют контрольные и надзорные функции. Финансируются такие лесхозы из двух источников: из государственного бюджета конкретной федеральной земли и зарабатывают средства самостоятельно от продажи продукции (древесина, охота и пр.) и оказания услуг (населению, частным лесовладельцам и пр.). Всё это напоминает схему финансирования наших лесхозов времён СССР.

О лесной экономике у нас и в Германии.

Несмотря на абсолютное совпадение названий, содержание экономик абсолютно различное. Для нас экономика часто ассоциируется с самым верхним её срезом — соотношением доходов и расходов, не принимая во внимание факторы, повлиявшие на это соотношение. Это не экономика — это лесное счетоводство.

У немцев лесная экономика имеет очень широкое содержание, куда входят следующие неэкономические факторы: почвенные условия, климат и осадки; соответствие целевых древесных пород месту произрастания, инвентаризация с лесоустройством и только потом сопоставление доходов и расходов лесного хозяйства.

Экономические показатели поднимают не каким-либо одним авральным проектом, например, интенсификацией лесопользования, а грамотным ведением лесного хозяйства с учётом достижений лесной науки и результатами практической деятельности.

В лесном хозяйстве Германии редко говорят о лесной экономике вообще, чаще об экономике по конкретной древесной породе: экономика сосны, ели и т. д.

Для каждой древесной породы установлена целевая концепция, например, для ели — это 100 деревьев/га, с учётом конкретного местопроизрастания.

Нет лесной экономики без лесного планирования. Лесоустроительные проекты составляются сроком на 10 лет, а каждый лесхоз составляет ежегодные планы ведения лесного хозяйства в рамках этого периода.

Все лесохозяйственные мероприятия и лесозаготовка основаны на творческом подходе и не имеют жёсткой регламентации. Например, допускаются ежегодные перерубы лесхозами расчётной лесосеки, но к концу лесоустроительного периода фактическая заготовка должна соответствовать расчётной лесосеке. Расчётная лесосека определяется по каждому лесхозу и по каждому лесничеству. Объём рубки в течение года определяет самостоятельно лесничий на основе ежегодного плана ведения лесного хозяйства.

В ежегодном плане происходит соединение натуральных показателей лесоустройства со стоимостными, исходя из рыночных условий по каждой лесохозяйственной работе или лесозаготовительному циклу работ включая продажу древесины и оказание услуг.

Решение о рубке насаждений принимается в лесхозе исходя из диаметра насаждения, а не его возраста, часто проводят селективные заготовки.

В каждом земельном центральном управлении лесами имеется собственное подразделение, выполняющее весь комплекс работ по инвентаризации и лесоустройству для каждого лесхоза на 10-летний период. Хотя лесоустройство могут проводить как силами государственных лесоустроительных предприятий, так и сторонними частными специализированными организациями.

Стоимость проведения лесоустройства вместе с инвентаризацией — около 60 евро/га.

10-летний лесоустроительный план содержит только натуральные показатели.

Государственные лесхозы могут выполнять лесозаготовительные работы как своими силами, так и сторонними специализированными организациями.

Некоторые государственные лесные предприятия имеют собственные харвесторы и форвардеры, другие считают это экономически нецелесообразным и приглашают сторонних предпринимателей.

Для заключения договора на выполнение лесозаготовительных работ со сторонними предпринимателями центральные поземельные органы управления лесами объявляют конкурс в рамках всего европейского сообщества.

Лесные участки для заготовки древесины в аренду нигде в Германии не сдают, исключение составляет лишь охотпользование.

Весь персонал в государственном лесном предприятии (лесхозе) имеет специальное лесное образование, исключение составляют лишь сотрудники, работающие в таких областях как работа с общественностью, IT-персонал, уборщицы и т. п.

Государственные лесные предприятия охотно берут на производственную практику студентов лесных вузов и училищ. Если студент при прохождении практики одновременно работает в лесхозе, то он получает заработную плату от 250 до 550 евро/мес.

Молодой специалист, окончивший лесной вуз или лесное училище, прибывая на работу в государственное лесное предприятие, обязан отработать один год как практикант, затем сдать экзамен, получить свидетельство и только потом приступить к самостоятельной более оплачиваемой работе.

Рабочий на лесозаготовках зарабатывает около 2000 евро/мес. брутто или 1400 евро/мес. нетто плюс премиальные. Но это, как правило, только для рабочих. Руководящий состав получает твёрдый оклад. Например, руководитель государственного лесного предприятия получает в среднем 70 тыс. евро/год.

Лесные государственные предприятия продают древесину самостоятельно в круглом виде, перерабатывающих мощностей они не имеют.

Перевозка заготовленной древесины во двор потребителя производится сторонними предпринимателями, стоимость автомобильной перевозки 10-12 евро/кбм, среднее расстояние поставки древесины во двор потребителю — около 70-100 км.

Участковый лесничий работает только с натуральными показателями и порой не знает, кому будет отгружена заготовленная древесина; покупатели древесины не знают, из какого лесничества она поступает.

Договоры поставки круглого леса очень просты: 1-2 страницы текста, построены на доверии и честном слове предпринимателей.

Консультацию частных и коммунальных лесовладельцев производят сотрудники государственных лесных предприятий бесплатно. В структуре практически каждого государственного лесного предприятия имеется отдел или ответственный сотрудник за оказание консультационных услуг в области ведения лесного хозяйства, лесозаготовок, продажи заготовленной древесины или бухгалтерского учёта.


Дата публикации: 4 сентября 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №13(212)
Теги: Лесное хозяйство, Откровенный разговор




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий