Предприятия, важные для района

Два предыдущих собеседника — Александр Рудаков, гендиректор «Красноборск-леса», и Сергей Барболин, директор «Двинлеспрома», — люди молодые и не работали при социализме.

А вот гендиректор ООО «Юмиж-лес» Александр Колыбин в шутку называет себя старорежимным, поскольку большую часть жизни работал при социализме. Однако и в рыночных условиях гендиректор работает эффективно, уверенно ведёт свой лесной бизнес. Александр Анатольевич не согласен с некоторыми младореформаторами, которые считают, что всё, что делалось в доперестроечные времена, было не рыночно. Это далеко не так, и при социализме стремились сокращать расходы, экономить ресурсы, анализировали структуру доходов и расходов, проявляли заботу о людях.

В нынешних условиях ответственность руководителя предприятия, каждого работника становится ещё выше. Это обусловлено тем, что при социализме государство приходило на выручку предприятию, попавшему в сложное положение. Сегодня предприятию не поможет никто, надежда только на себя, и это обязывает каждого, всех тружеников «Юмиж-леса» чётко понимать свою задачу, работать на результат.

По пути в лесную делянку Александр Колыбин, как опытный экскурсовод, рассказывал историю здешних болот, рек, озёр, лесных дорог.

К примеру, дорога, которую леспромхоз пробил к лесфонду Соломбальского ЛДК, называется Двинянка, она соединяла Шенкурск с Северной Двиной. По этой дороге во время гражданской войны войска Красной Армии двигались к Шенкурску, чтобы выбить засевших там интервентов. Узнав об этом, интервенты бросились наутёк.

С тех времён Двинянка лесозаготовителями не использовалась, заросла лесом, и «Юмиж-лес», можно сказать, заново пробивал этот путь через леса и болота. Болота здесь очень коварные, что уж говорить, если на проминке зимника даже ГТСка утонула, вытаскивали её потом двумя тракторами.

Несмотря на все трудности, «Юмиж-лесу» удалось вернуть к жизни старую дорогу, и в Рождество этого года первый лесовоз пошёл из делянок в Верхнетоемском районе в Шенкурск зимней дорогой.

По мнению Александра Колыбина, российские трелёвочники рано сбрасывать со счетов – это самые незаменимые машины на проминке зимников. Три ТДТ-55, двигаясь на буксире друг за другом, проминают болото и тем самым прокладывают зимник. Других машин, способных так эффективно проминать зимние дороги, просто нет.

По словам Александра Анатольевича, история «Юмиж-леса» началась в 2003 году, и на тот момент расчётная лесосека была всего 10 тыс. кбм. Техника на заготовке была в основном российского производства, темпы заготовки невысокие. Однако коллектив «Юмиж-леса» верил в перспективу ЛПХ, и не только верил, но и переоснащал парк лесных машин. И сейчас на делянках работают харвестеры и форвардеры «Ponsse», лес вывозится в основном на «Мерседесах», на плотбище и на дорогах работает бульдозер «Caterpillar», погрузчик «Volvo».

В настоящее время расчётная лесосека возросла до 120 тыс. кбм, более того, достигнуто соглашение с Соломбальским ЛДК, и теперь «Юмиж-лес» ведёт заготовку в лесфонде СЛДК, к которому и ведёт дорога Двинянка. Общий объём заготовки «Юмиж-леса» в 2016 году составил почти 200 тыс. кбм. Реализуется продукция «Юмиж-леса» лесопереработчикам Архангельской и Вологодской областей, в частности, на «Вельский лес», «Группу компаний «Титан», «Харовсклеспром» (Вологодская область). Но главная цель «Юмиж-леса» — обеспечение сырьём шенкурского лесоперерабатывающего предприятия «Тектон» (с др.-греч. строитель, созидатель), в результате чего в районе созданы рабочие места, бюджет получает дополнительные доходы, а отходы лесопиления поступают в котельные Шенкурска и Шенкурского района.

Так исторически сложилось, что лесфонд «Юмиж-леса» расположен на обеих берегах Ваги, и долгие годы была проблема с переправой на левый берег, где расположено предприятие «Тектон» и проходит федеральная трасса М-8. Было создано предприятие, которое закупило понтоны и содержит понтонную переправу, а «Юмиж-лес» оказывает содействие этому предприятию: устройство подъездов к понтонному мосту, отсыпка причалов в весенний период, расчистка снега зимой, оказывает и другие услуги.

Проезд по переправе для легковых автомобилей стоит всего 60 рублей, и скорее всего это самая низкая плата за проезд по переправам в Архангельской области. Но находятся люди, которые требуют сделать переправу вовсе бесплатной. Для детских автобусов и автомобилей спецслужб проезд по переправе через реку Вагу в Шенкурске бесплатный.

Например, можно посмотреть недавний репортаж ТВ «Поморье» от 09.03.2017 (http://www.pomorie.ru/news/stoimost-proezda-cherez-reku-vichegdu-edva-ne-vzle), где показано, что стоимость проезда легковых автомобилей через реку Вычегду составляет 100 рублей, а ещё около года назад она составляла 200 рублей. И уменьшение стоимости проезда на Вычегде произошло только благодаря просьбе губернатора Архангельской области Игоря Орлова к местному бизнесу.

Можно сделать вывод, что и предприятие, обслуживающее переправу в Шенкурске, и ООО «Юмиж-лес» — социально ответственные организации, думающие о жителях Шенкурского района и Шенкурска.

Поскольку Александр Колыбин считает себя «красным директором», то он требователен прежде всего к себе, а потом к всем сотрудникам ЛПХ, и «Юмиж-лес» работает по неписаному правилу: главное — работа.

Например, в январе выходной только первого числа, в марте — только восьмого. Все остальные дни — напряжённая работа в круглосуточном режиме. Заготовка леса — сезонная работа, нельзя упустить ни одного морозного дня из отпущенных природой. Весна не за горами, придёт тёплая погода, пропадут зимние дороги, вот тогда будет время для отдыха.

Коллектив ЛПХ всего 110 человек и, как заверил Александр Колыбин, сформировался не за один день. Шёл естественный отбор: кто мог работать с полной отдачей, как того требовал руководитель, оставались. Сейчас, уверен Александр Анатольевич, коллектив очень сильный, профессиональный и готов решать любые задачи.

Коснулся «красный директор» и лесосплава. «Юмиж-лес» сейчас единственное предприятие, которое на реке Ваге формирует плоты зимней сплотки.

Вага — река с характером, и стоит задержать отправку плотов на несколько дней, как они вновь окажутся на берегу, и тогда понадобятся огромные затраты на освоение обсохшей древесины. Рисковать с отправкой плотов «Юмиж-лес» не имел и не имеет права. Основные судоходные компании, с которыми сотрудничает «Юмиж-лес» – это «Речные специалисты» и «Норд-вуд». Благодаря тому, что суда этих компаний на зимний отстой становятся в районе Котласа — Лименде, весной буксиры, следуя за хвостом ледохода, имеют возможность оперативно зайти в Вагу и приступить к буксировке плотов зимней сплотки «Юмиж-леса», ставят плот на передержку в устье Ваги у посёлка Шидрово и сразу возвращаются за следующим. Так, работая на «коротком плече», буксиры выводят все плоты в устье Ваги, где плотам уже не грозит обсушка.

Александр Колыбин как местный житель, как ветеран лесной отрасли, я бы сказал, с трепетом относится к сохранению природы. Так, гендиректор считает очень разумными требования стандартов добровольной лесной сертификации FSC (FSC-C109650), которые предписывают обеспечить сохранение объектов биоразнообразия в процессе рубки лесных насаждений. Поэтому «Юмиж-лес» прилагает все возможные усилия для снижения негативного воздействия на окружающую среду при лесозаготовках. И это не просто красивые слова, а экологическая политика ЛПХ. Так, например, предприятие в процессе рубки сохраняет часть спелых деревьев хвойных и лиственных пород. «Листва» — это зонтик для хвойных насаждений, которые под палящим летним солнцем могут просто сгореть (погибнуть). Оставленная «листва» — это дом для лесных птиц, для другой лесной живности. И это только один положительный пример.

Выполняя условия договоров аренды, «Юмиж-лес» занимается лесовосстановлением. Ежегодно высаживается до 400 тыс. сеянцев. С посадочным материалом периодически возникают проблемы: так, в случае приобретения и использования некачественного посадочного материала ЛПХ вынужден проводить повторную посадку сеянцев, а это солидные дополнительные затраты. Сейчас в Шенкурске создается предприятие, которое будет обеспечивать «Юмиж-лес» и ещё несколько леспромхозов области качественным посадочным материалом — сеянцами с закрытой корневой системой. Для этого закуплено необходимое оборудование, начато строительство лесного питомника. (Об этом предприятии подробнее расскажем в следующих выпусках газеты.) Сеянцы – это будущее леса, в том числе и будущее «Юмиж-леса», будущее района, считает Александр Колыбин.

 



Перспективы ООО «Тектон»

Беседа с директором ООО «Тектон» Дмитрием Сидоровым началась с уточнений: где кончается Шенкурский ДОК и начинается ООО «Тектон», поскольку два предприятия находятся на одной территории.

Как выяснилось, схема простая: ООО «Тектон» работает на производственной базе Шенкурского ДОКа, арендует весь имущественный комплекс.

В 2013 году Шенкурский ДОК серьёзно пострадал от пожара, сгорел лесопильный цех. «Тектон» планирует реализовать масштабный для Шенкурского района приоритетный инвестпроект в области освоения лесов, предусматривающий строительство современного лесопильного производства с объёмом переработки пиловочника до 150 тыс. кбм в год. Также планируется производство топливных брикетов из отходов лесопиления.

Был подобран лесфонд, для регистрации инвестпроекта подготовлены и отправлены необходимые документы в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Цель инвестпроекта – не только создать современное предприятие, но и обеспечить новый лесопильный комплекс пиловочником, поскольку под инвестпроекты государством выделяется лесфонд без аукциона.

Инвестпроект имеет и социальную составляющую – это новые рабочие места, дополнительные налоги в районный бюджет; при лесопилении образуются отходы – опилки, кора, которые планировалось направлять в котельные Шенкурска и Шенкурского района.

«Тектон» не первый год поставляет свою продукцию на экспорт. Поэтому и поставщик сырья «Юмиж-лес» имеет сертификат лесоуправления FSC, и у «Тектона» имеется сертификат FSC (FSC-C116468) цепи поставок. Без этих двух документов европейский рынок пиломатериалов недоступен.

Казалось, есть все условия для перспективной работы двух предприятий района. В качестве стратегического инвестора проекта с суммой инвестиций в 239,5 млн. рублей выступило предприятие «Регион-лес».

Перспективу предприятий перечеркнуло решение комиссии от 24.03.2017 по отбору заявок коммерческих организаций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Два предприятия претендовали на одни и те же лесные участки. В результате ЗАО «Лесозавод 25» по критериям оценки проектов набрало 14 баллов, а ООО «Тектон» — 9. Что называется, не поспоришь. Комиссией было принято решение об исключении из перечня лесных участков, выделяемых для реализации инвестиционного проекта ООО «Тектон», заявка была возвращена. Об этом министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области официально уведомило ООО «Тектон» 29.03.2017 г.

Теперь, когда нет гарантий поставок сырья, нет смысла вкладываться в строительство современного лесоперерабатывающего предприятия в Шенкурске.

Это одна проблема. Есть и вторая, не менее острая. В 2019 и 2020 годах истекает срок двух договоров аренды лесных участков «Юмиж-леса» общим объёмом лесопользования более 35 тыс. кубометров, и уже сегодня данным решением МПР Архангельской области эти лесные участки включены в инвестиционный проект ЗАО «Лесозавод 25». Сокращение расчётной лесосеки, а значит, и объёмов лесозаготовок неминуемо приведёт к сокращению штатов в «Юмиж-лесе», сокращению социальных программ ЛПХ, сокращению доходов районного бюджета, в конечном итоге сократятся поставки пиловочника на «Тектон», а следом и биотоплива на котельные района. Такое мнение в беседе с тревогой высказали руководители и специалисты «Юмиж-леса» и «Тектона».

Возникает вопрос: о чём думают профильные ведомства нашего региона, принимая такие решения? Без развития производства на местах как будут решаться социальные вопросы в районах? Непонятно, как ЗАО «Лесозавод 25» планирует вести заготовку в Шенкурском и Виноградовском районах, не имея там ни одного лесозаготовительного предприятия, как он планирует осваивать сильно разрозненный лесфонд. Может, целесообразнее поддерживать и развивать предприятия на местах?!

Аналогичная ситуация сложилась и с предприятием «Двинлеспром» в Холмогорском районе, где так же, как и у «Юмиж-леса», в 2020 году заканчивается срок действия договора аренды лесного участка с объёмом ежегодного лесопользования около 25 тыс. кубометров, и уже сегодня данный договор заочно передан также ЗАО «Лесозавод 25».

А для чего тогда нужен Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ, статья 74 «Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов», которая гласит:

1. Арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов.

Почему действующие, стабильно работающие предприятия ООО «Юмиж-лес» и ООО «Двинлеспром» теряют лесфонд уже сегодня, хотя договоры аренды ещё не закончились?! Как жить и работать дальше?!

На правобережном производственном участке «Тектона» разговорился с Анатолием Сюрженковым. Почти 44 года отдал Анатолий Николаевич Шенкурскому ДОКу, работал рамщиком, мастером, инженером, начальником цеха. Сейчас на пенсии, предложили поработать пилоточем, и он не отказался.



Мнение Виктора Витальевича Парфёнова – и. о. главы Шенкурского района.

- Без преувеличения можно сказать, что «Юмиж-лес» — одно из районообразующих предприятий. Работает производство, созданы высококвалифицированные рабочие места. Что касается роли «Юмиж-леса» в социальной сфере района, то её трудно переоценить. Леспромхоз никогда не отказывает в помощи, когда бы мы ни обратились. Более того, на своей дорожно-строительной технике «Юмиж-лес» работает по нашим заказам: ремонтирует дороги, построил около десятка деревянных мостов на дорогах местного значения. На ЛПХ расчистка дорог от снега, грейдер ЛПХ «Volvo» работает по всему району.

Была проведена масштабная модернизация предприятий коммунальной сферы, вместо старых угольных котельных построены современные, работающие на древесных отходах — опилках. Отпала необходимость завозить дорогостоящий и зачастую низкосортный каменный уголь. Развитие биоэнергетики в районе позволяет ликвидировать свалки древесных отходов. Отопительные сезоны в районе проходят без срывов.

Роль «Юмиж-леса» здесь следующая. Во-первых, леспромхоз заготавливает древесину, которая поступает на переработку на предприятие «Тектон», а отходы лесопиления идут в котельные района.

Что касается понтонной переправы через реку Вагу, то и здесь «Юмиж-лес» содействует в содержании переправы, обустраивая подъезды к понтонному мосту.

«Юмиж-лес» решает немало проблем района. Побольше бы таких социально ответственных предприятий!



Текст и фото Сергея КОНДРАТЬЕВА.

 



Заготовка леса в 2016 году – 192,2 тыс. кбм, в 2017-м — 46 тыс. кбм.

Вывозка леса в 2016 году — 180,6 тыс. кбм, в 2017-м — 55 тыс. кбм.

Уложено в плоты в 2016 году — 45,0 тыс. кбм, в 2017-м — 29,5 тыс. кбм.

Среднее расстояние вывозки от лесных делянок до Шенкурска — 100 км.

 

 



«Юмиж-лес»

Оснащение техникой:

Харвестеры Ponsse Fox 8w — 1 шт. Ponsse Ergo 6w — 2 шт.

Форвардеры Ponsse Buffalo 8w — 3 шт.

Лесовозы КамАЗ-43118 с прицепом – 5 шт. Merсedes Actros 3 — 6 шт., Volvo FM — 2 шт.

Грейдер Volvo G946 — 1 шт.

Бульдозер CAT D6R — 1 шт.

Экскаватор Volvo EC220 — 1 шт.

 



«Юмиж-лес»

Выплачено налогов и платежей в фонды (пенсионный, социального страхования) в 2016 году — 35 791 758 руб.

Построено летних дорог в 2016 году — 15 км.

Построено зимних дорог в 2016 году — 70 км, в 2017-м — 60 км.

Построено мостов в 2016 году — 4, в 2017-м — 2.

В том числе мостов, имеющих социальное значение, в 2016 году – 3, в 2017-м – 1.


Дата публикации: 17 апреля 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №07(206)
Теги: Откровенный разговор, Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий