Леспромхоз из Красноборска

Начиная с этого номера редакция планирует подготовить несколько материалов о лесных предприятиях, в основном о приречных. Поводов для интереса два: во-первых, попытаться выяснить, как в условиях кризиса (а кризис в лесной отрасли постояннодействующий) выживают леспромхозы области, ориентированные на реку и не входящие в крупные холдинги с крупными лесоперерабатывающими предприятиями. Во-вторых, узнать, как идёт подготовка к навигации, поскольку времени для формирования плотов зимней сплотки с каждым днём остаётся всё меньше.

Первый адрес — ООО «Красноборск-лес». Очень рано утром с гендиректором предприятия Александром Рудаковым выехали из Архангельска в Виноградовский район, в посёлок Сельменьга, до плотбища с аналогичным названием и в самые дальние делянки, откуда сейчас везут древесину лесовозы предприятия. Путь неблизкий, и у нас с Александром Анатольевичем было время обсудить мировые, областные и районные проблемы, пути их решения. Обсудили особенности зимней и летней рыбалки, охоты и плавно перешли к предприятию «Красноборск-лес».

По мнению генерального директора, ООО «Красноборск-лес» — это современное предприятие, где работают мастера своего дела. Об этом говорит высокая выработка на харвестерах и форвардерах, на вывозке леса, высокая организация труда на отгрузке продукции и формировке плотов, внимание к труженикам предприятия. Организация устойчиво работает в Красноборском районе 12 лет. Технология реализации продукции простая. Балансовая древесина практически круглогодично отгружается на Котласский ЦБК, пиловочник в плотах и баржах отправляется лесопильным предприятиям Архангельска. Предприятие не остаётся в стороне от проблем района и активно участвует в социальных программах Красноборского района.

Гендиректор говорит, что операторы лесных и дорожных машин, водители, механики, мастера в ООО «Красноборск-лес» — опытные специалисты. Только с таким коллективом можно было за полтора года в Виноградовском районе заготовить, вывезти и отгрузить полмиллиона кубометров древесины. Хотя Александр Анатольевич уточнил, что для освоения такого объёма привлекались подрядчики, которые внесли солидный вклад в освоение лесфонда.

Лесфонд, где последние полтора года работал «Красноборск-лес», находится в аренде у Соломбальского ЛДК, который сейчас проходит процедуру банкротства. На производственных мощностях СЛДК работает новое предприятие — ООО «Поморская лесопильная компания». С целью обеспечения сырьём ООО «Поморская лесопильная компания», а значит, выплаты долгов кредиторам Соломбальского ЛДК и было решено передать во временное пользование крупный лесной участок для заготовки леса в Виноградовском районе. «Красноборск-лес» планировал пять лет работать в лесфонде СЛДК, но, к сожалению, планы не осуществились, и сейчас леспромхоз прекратил заготовку леса. Александр Рудаков желает другому предприятию столь же успешно, как и «Красноборск-лес», вести производственную деятельность.

Пока мы с Александром Рудаковым добирались до самых дальних делянок, он останавливал каждый лесовоз предприятия, интересовался состоянием техники, настроением водителя.

Побеседовал с машинистом грейдера Владимиром Александровичем Борисовым, уточнил его планы на смену.

У автора этих строк возник закономерный вопрос: зачем покупать дорогущие лесовозы «Mercedes», когда вполне можно ограничиться «МАЗами» и «КамАЗами». На это Александр Рудаков ответил, что элементарные расчёты показали: во-первых, «Mercedes» много надёжней отечественных и белорусских машин, а в сезон вывозки каждая минута дорога, во-вторых, «Mercedes» позволяет значительно экономить на топливе, по производительности в разы превосходит «МАЗы» и «КамАЗы». В-третьих, значительно меньше расходы на запчасти. Бухгалтерия простая – «Mercedes» использовать значительно выгодней, а уж по комфорту для водителей нет смысла сравнивать. В «КамАЗе» или «МАЗе» в домашних тапочках и в одной рубахе не поедешь. По словам гендиректора, он запретил курить в кабинах лесовозов и лесных машин, чтобы ничего не отвлекало от работы, и некоторые водители и операторы даже совсем бросили курить.

На предприятии отработана чёткая система снабжения запчастями. Простой харвестера или форвардера обходится предприятию примерно в 2 тыс. евро в сутки. Поэтому у каждого лесозаготовительного комплекса в бытовке необходимый запас запчастей и расходных материалов, намного больше запчастей на центральном складе в Красноборске, при более сложных поломках обращаются к официальным дилерам. Если и тут нет нужной запчасти, то в любое время суток снаряжается машина в Санкт-Петербург или в Москву, туда, где имеется нужная деталь. На каждом лесозаготовительном комплексе спутниковый телефон, и в считанные минуты заявка на запчасть уйдёт по нужному адресу, в считанные часы нужная деталь будет доставлена. Но такие экстренные случаи довольно редки. Используемая техника очень надёжна в работе. На предприятии не работают по древней схеме, когда механизатор подаёт заявку механику, тот согласовывает с главным инженером и директором, высокое руководство несколько дней внимательно рассматривает заявку и решает: покупать запчасть или нет. А техника в это время простаивает, и тем самым предприятию наносится многотысячный ущерб.

«Красноборск-лес» направлял механиков лесных машин в Финляндию, чтобы показать, в каких стерильных условиях на заводе собирают некоторые элементы форвардера и харвестера. Такая сборка обеспечивает безупречное качество «Ponsse». После таких поездок специалисты ещё бережней относятся к вверенной им технике.

Александр Рудаков отметил, что мелочей в производстве нет, прочность цепочки, в том числе и производственной, определяется по самому слабому звену, а таких звеньев не должно быть. Даже на расчистке и подсыпке песком лесных дорог предприятие использует «Mercedes», поскольку известно, что везёт не машина, а дорога. У коллег из Лесного филиала «Группы «Илим» специалисты ООО «Крас-ноборск-лес» подсмотрели, что там грунтовые дороги уплотняют виброкатком, это позволяет значительно увеличить прочность дорожного полотна и раньше начать вывозку по новой дороге или укрепить действующую. Ещё пример. При строительстве мостов значительное время занимает забивка свай. И тут предприятие нашло выход: на экскаватор навешивается вибропогружатель, который за считанные минуты погружает сваю в грунт, тем самым значительно сокращаются сроки постройки моста.

Вот так из мелочей и складывается успех предприятия. Отказались и от приобретения «уазиков», на смену им приходят «Тойоты», «Ниссаны», «Мицубиси», «Мазды», чтобы ИТР леспромхоза можно быстро и с комфортом попасть на любой участок и все производственные вопросы решать оперативно.

По словам Александра Анатольевича, «Красноборск-лес» за работу на новой территории в Виноградовском районе взялся основательно. Оперативно из Красноборского района была переброшена лесозаготовительная и дорожно-строительная техника. Операторам лесных машин на вахтовых участках были созданы комфортные условия для отдыха, ведь от того, как отдохнули операторы после смены, в немалой степени зависит их рабочий настрой и производительность труда.

На каждый экипаж комплекса харвестер-форвардер имеется благоустроенная бытовка с кухней, баней, слесарным помещением, укомплектованным всем необходимым оборудованием.

Профессия оператора становится престижной и среди молодёжи. Красноборский лесной техникум создаёт все условия, чтобы молодые люди осваивали теорию и практику, а со временем могли стать настоящими профессионалами.

Благодаря основательной подготовке, дисциплине и профессионализму тружеников ЛПХ «Красноборск-лес» за полтора года в Виноградовском районе удалось заготовить и вывезти более 500 тыс. кбм древесины, освоить не только расчётную лесосеку СЛДК 2015—2016 года, но и недорубы последних трёх лет.

Отгрузка продукции предприятия идёт весной плотами зимней сплотки, баржами в течение всей навигации. В прошлом году удалось организовать летнюю сплотку. Рядом с Сельменьгой погрузчик сбрасывал пучки в воду, из них в запани формировали небольшие секции, которые буксировали к Двинскому Березнику, где из секций формировали полноценные плоты.

На формировке плотов зимней сплотки незаменим погрузчик «Volvo». Важнейшая лесная операция – погрузка, где наилучшие показатели производительности и надёжности у гидроманипуляторов «Epsilon». Подбор современной производительной, хоть и довольно дорогостоящей техники для предприятия – это политика его учредителей.

С 30 декабря 2016 года заготовка леса ЛПХ в Виноградовском районе остановлена. Сейчас предстоит вывезти последние штабеля, завершить формирование плотов зимней сплотки.

Поскольку заготовка леса на Сельменьгском участке завершена, предприятие могло оказаться на грани экономического кризиса, но благодаря хорошим партнёрским отношениям с ГК «Титан» ООО «Красноборск-лес» не остановило свою деятельность в разгар сезона, а продолжило заготовку в предоставленном ГК «Титан» лесфонде.

Операторы и водители шутят, что они, как цыгане, постоянно путешествуют со своей техникой и своим таборным имуществом.

В наследство коллегам из ООО «Поморская лесопильная компания» красноборские специалисты оставили 20 км построенных грунтовых лесных дорог круглогодичного действия, подготовленное плотбище Сельменьга, отремонтированные мосты через реки Верхняя Тяржа и Нижняя Тяржа.

В Красноборском районе расчётная лесосека всего 95,7 тыс. кбм, вот и приходится красноборским лесозаготовителям путешествовать. Расчётная лесосека ООО «Красноборск-лес» сокращается, как шагреневая кожа. Некоторое время назад работники предприятия с удивлением узнали из интернета, что в границах их лесфонда организован очередной заказник и расчётная лесосека сократилась на 27 тыс. кбм. Что называется, без меня меня женили. Не спросив лесопользователя, не поинтересовавшись его мнением, в угоду требованиям заграничных экологов. И это несмотря на то, что предприятие прилагает колоссальные усилия для снижения негативного влияния заготовительной деятельности на окружающую среду – по возможности оставляют нетронутыми особо ценные лесные участки, ключевые биотопы, подрост, семенные деревья/куртины.

Ещё пример. Истёк срок одного договора аренды лесов, все условия договора арендатором были выполнены, и «Красноборск-лес» рассчитывал продолжить работать на этом лесном участке. Однако договор не был пролонгирован, и участок ушёл под очередной инвестпроект в области освоения лесов крупной лесной компании. При такой политике скоро все леса, пригодные для заготовки, уйдут под инвестпроекты. Каждое предприятие должно иметь право жить и работать, а не только «приоритетные инвестпроекты».

Александр Рудаков работал на нескольких предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности и считает, что судьбу леспромхозов и лесозаводов определяют владельцы. Смотря какую задачу владельцы поставят предприятию: извлечь как можно больше прибыли за короткий срок, а там хоть трава не расти, или целенаправленно работать на развитие предприятия. Выбор есть всегда, и выбор ООО «Красноборск-лес» — длительная плодотворная деятельность и развитие предприятия с учётом рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.

Объёмы заготовки и вывозки предприятия можно было бы и дальше наращивать, да вот незадача – сырьевой базы не хватает.

 



Неуловимые операторы

В ходе поездки на производственный участок «Сельменьга» не удалось застать на месте операторов лесных машин — они оперативно, как и положено операторам, собрались и отбыли на новое место работ, где успешно заготавливают лес. И здесь их на месте не оказалось, уехали в самый дальний угол делянки. Однако у харвестера и форвардера заканчивалось топливо, и обе машины выехали на лесную дорогу к заправщику. Тут и удалось побеседовать с операторами Сергеем Григорьевичем Сениным и Сергеем Леонидовичем Слудным. Эти мастера лесных машин оказались немногословны, как, впрочем, и два их сменщика – оператор харвестера Руслан Михайлович Гельбич и оператор форвардера Виктор Павлович Филин, которые среди бела дня крепко спали после напряжённой ночной смены. По словам операторов, проблем у них нет, работа и зарплата устраивают. Посетовали на то, что приходится по-цыгански постоянно переезжать с места на место. Нехватка лесфонда — беда многих предприятий. А что касается переездов, то они уже привыкли. Главное, чтобы работа была.

 



Алексей Таборов: леспромхозы должны работать

В ходе командировки удалось побеседовать с главой Виноградовского района Алексеем Таборовым, попросить дать оценку деятельности предприятия «Красноборск-лес» в районе.

По словам Алексея Анатольевича, Виноградовский район — лесопромышленный. При расчётной лесосеке в 1,2 млн. кбм в долгосрочной аренде 922 тыс. кбм расчётки. По итогам 2016 года очень хорошие показатели у лесозаготовительных предприятий, впервые за долгие годы они вышли на рубеж 875 тыс. кбм заготовки.

Очень высокие производственные показатели у ООО «Красноборск-лес». Безусловно, люди умеют и хотят работать. У предприятия одна проблема – нехватка лесных ресурсов.

«Красноборск-лес» «зашёл» в район полтора года назад. Организацией с первых дней было зарегистрировано обособленное подразделение в Сельменьге, в результате пополнился и районный бюджет. Предприятие очень активно отзывается на просьбы администрации. Это касается расчистки дорог, особенно в такой отдалённый посёлок района, как Шошельцы, отремонтировано несколько мостов, в том числе на дорогах общего пользования, обеспечена поставка дров населению и теплоснабжающим предприятиям. И жаль, что это предприятие вынуждено уйти из района.

За время командировки автор этих строк с гендиректором ООО «Красноборск-лес» проехали едва ли не 800 км, побывали в самых дальних делянках, посмотрели, как усыхают еловые старовозрастные леса, как столетние деревья превращаются в сухие дрова. И если, не дай бог, на территории междуречья Пинеги и Северной Двины возникнет лесной пожар, катастрофы не избежать — и будет настоящий «заказник».

Мы увидели и оценили, как много подроста оставлено на делянках, где рубил ООО «Красноборск-лес». Увидели, как предприятию с красноборской пропиской приходится колесить по всей Архангельской области в поисках лесного фонда. Ведь отсутствие работы для предприятия – это отсутствие работы и для специалистов леспромхоза, у которых семьи.

Ещё удивил меня Александр Анатольевич зоркостью глаза. Вот едем по лесной дороге, он внимательно смотрит вперёд и вдруг говорит: «Видите, две тетёрки на дереве сидят?». И потом ещё несколько минут пытается мне объяснить, где сидят эти лесные птички. С большим трудом, но в конце концов далеко в стороне от дороги я заметил птичек. Может, вот так и за время командировки не заметил что-то важное, видное только профессионалам.



Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 20 марта 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №05(204)
Теги: Откровенный разговор, Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий