Чем обернётся борьба с «Платоном»?

Забастовка водителей большегрузов становится в России значимым экономическим фактором. В связи с проведением всероссийской стачки дальнобойщиков возникли сложности с выполнением контрактных сроков доставки товаров. Из многих регионов страны поступают жалобы на невозможность грузового транспортного сообщения. И ситуация обостряется.

На фоне угрозы возникновения дефицита машин и товаров в правительстве, тем не менее, обещают вернуться к обсуждению вопроса об отмене льготного тарифа и возвращении к изначально планируемому тарифу в 3,06 руб. за 1 км пробега. Об этом, в частности, сообщил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

Напомним, ещё в конце марта премьер Дмитрий Медведев провёл встречу с представителями бизнеса в сфере автоперевозок, по итогам которой поручил рассмотреть ряд вопросов, в том числе упростить предоставление льгот по транспортному налогу для пользователей системы «Платон», подготовить предложения о введении скидок в зависимости от пробега автомобиля. Также было поручено представить предложения по господдержке лизинга большегрузных автомобилей и по совершенствованию системы весогабаритного контроля автомобилей.

Тогда же Дмитрий Медведев пообещал «растянуть» экспериментальный период работы системы «Платон». Изначально же предлагалось сделать тариф по системе в размере 3,06 руб. за 1 км, но позже было принято решение ввести льготный период. Так, сейчас тариф составляет 1,53 руб. за 1 км, а с 15 апреля составит 1,91 руб. за 1 км.

Однако такое «послабление» властей не слишком устроило бастующих дальнобойщиков. Объявленная 27 марта всероссийская стачка водителей большегрузов не сходит на нет. Из разных регионов страны поступают сообщения о всё большем числе примкнувших к ней перевозчиков. Свою стачку перевозчики называют бессрочной и выдвигают властям несколько требований. Среди них – полная отмена системы «Платон» и транспортного налога (поскольку перевозчики уже платят налог – акциз в плате за топливо), строительство адекватной инфраструктуры для отдыха водителей на трассах, а также корректировка норм в сфере контроля весогабаритных параметров.

Свои требования дальнобойщики выдвинули не от хорошей жизни. Они, в частности, указывают, что себестоимость пробега грузового авто составляет 35 руб./км. Это почти равно средней стоимости фрахта – 35–40 руб. за км. С учётом ввода «Платона» за последние два года налоговые сборы с перевозчиков увеличились в три раза – со 150 тыс. руб. в год в 2015-м до 450 тыс. руб. в год в 2017-м. Участники акции обещали остановить доставку грузов по всей стране в знак протеста против системы «Платон». И некоторые сложности в доставке можно наблюдать уже сейчас.

Российские предприниматели уверены: забастовка дальнобойщиков создаёт значительные экономические риски. Сегодня до 40% большегрузов уже не выходят на рейсы. Напряжение в перевозке товаров испытывают всё большее число регионов. По словам вице-президента «Опоры России» Глеба Киндера, крупные компании не участвуют в забастовке. Тем не менее, она будет способствовать усилению дефицита продуктов питания в магазинах. «Если забастовка продлится 3-4 недели, дефицит продуктов станет ощутим, — предупреждает Киндер. — Стоит также ожидать повышения расценок на услуги автоперевозчиков. Акция протеста приведёт к усилению крупных компаний перевозчиков и увеличению собственного парка автомобилей предприятий с устойчивым грузопотоком».

В целом же в результате стачки недозагрузка товарами на полках в магазинах вряд ли превысит 10%, полагают эксперты. Но при продолжении стачки жители городов, в том числе северных, в скором времени смогут испытать проблемы с ограничением подвоза овощей и фруктов из тёплых регионов.

Впрочем, наличие дефицита признают далеко не все. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) указали, что большинство компаний-членов АКОРТ пользуются собственным транспортом либо услуга-ми крупных транспортных компаний, поэтому не отмечают перебоев с поставками продуктов из-за забастовки дальнобойщиков. Впрочем, в ассоциации не исключают, что «возможны отдельные случаи несоблюдения условий поставок».



Артём КЕЗИН.



Дата публикации: 17 апреля 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №07(206)
Теги: Экономика, Дороги



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий