Валежник преткновения

Россияне смогут бесплатно собирать в лесах валежник, чтобы топить дома и бани. Сразу два законопроекта, предлагающие узаконить понятие «валежник» и упростить его сбор для граждан, внесены в Госдуму. Депутаты постоянно получают жалобы от людей, которых штрафуют за выкорчёвывание пней, сбор сухих веток и стволов деревьев. По существующим законам все эти граждане — злостные нарушители.

Сегодня в лесном законодательстве отсутствует само понятие «валежник», есть лишь «заготовка древесины». И это общее понятие вмещает в себя и промышленную заготовку деревьев, и заготовку древесины для личных нужд, и сбор сухих остатков деревьев. Если человек хочет набрать для растопки печи сухие ветки, сучья и стволы, он должен заключить договор купли-продажи древесины либо с уполномоченными органами государственной власти в области лесных отношений, либо с арендаторами лесных участков. Только процедура эта довольно сложная. Для граждан она занимает 90 дней, для бизнеса — 120 дней. Да ещё и по инстанциям предстоит набегаться. Сейчас, чтобы набрать для растопки печи сухие ветки, нужно заключить договор купли-продажи древесины

Естественно, что большинство россиян не готовы по три месяца бегать по конторам и оформлять договоры купли-продажи древесины. Да ещё и деньги за это платить. Понятно, что сухостой стоит не столько же, сколько только что спиленное дерево (регионы сами определяют стоимость древесины). Но откуда лишние деньги у деревенских стариков, живущих на пенсию?

Нарушение правил заготовки древесины может повлечь за собой предупреждение или административный штраф в размере 1-3 тыс. рублей для граждан, 10-30 тыс. — для должностных лиц и 50-100 тыс. рублей — для бизнеса.

Сбор валежника могут квалифицировать и как самовольный сбор недревесных лесных ресурсов. Сумма штрафа для граждан тогда будет поменьше — 500-1000 рублей. А вот если попадётся особо придирчивый лесник, то вообще может передать нарушителя правоохранительным органам, которые квалифицируют дело по статье 158 Уголовного кодекса как «кражу», за которую могут дать два года заключения.

Между тем в ряде регионов страны столкнулись с серьёзными проблемами «зелёного друга». После того как в лесах первой группы возраст рубки подняли с 80 до 100 и даже 120 лет, деревья начали болеть и падать. Лесные службы своими силами не в состоянии убирать все «мёртвые» деревья. Вдоль трасс убирать сухостой ещё удаётся, но чем дальше в лес, тем, как говорится, больше дров. А ведь сухие деревья — это причина возникновения лесных пожаров. По статистике, за год в лесах происходит не менее 10 тысяч пожаров, распространению которых в значительной степени способствует валежник. В итоге — более двух миллионов гектаров погибшего леса.

Кроме того, валежник является благоприятной средой для развития различных вредных насекомых, в особенности короедов, которые, размножаясь, переходят с него и на растущие деревья, уничтожая часто десятки и сотни тысяч гектаров ценного леса.



Елена БЕРЕЗИНА.


Дата публикации: 20 марта 2017
Опубликовано в "Лесной Регион" №05(204)
Теги: Законодательство, Лесное хозяйство, Социальная сфера




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий