Мезенскому ЛДК поможет лесосплав

Лесотранспортные сложности отрицательно сказываются на работе деревообрабатывающих и деревоперерабатывающих предприятий области, что особенно обостряется в кризисных ситуациях.

Мезенский ЛДК находится в плачевном состоянии именно из-за проблем с доставкой сырья при его изобилии в бассейнах рек Мезень и Вашка, которые в весенний период вполне пригодны для судоходства и буксировки плотов.

Для быстрейшего возобновления работы Мезенского ЛДК необходимо в первую очередь возродить зимнюю сплотку и весеннюю буксировку плотов новой конструкции по этим рекам по новым технологиям, разработанным в АГТУ.

Плот конструкции АГТУ отличается от ранее применяемого целым рядом положительных качеств: высокой проч-ностью; хорошей волноустойчивостью; способностью преодолевать донные песчаные и галечные образования; простотой технологии, а формировка плота удачно вписывается в современный лесозаготовительный процесс.

Плот секционный без оплотника состоит из пакетов брёвен объёмом 4-5 кбм, уложенных в четырёхпакетные пучки и скреплённых общими проволочными обвязками. Бортовые пучки по отношению к направлению буксировки поперечные, внутренние – продольные.

В мезенских плотах старой конструкции бортовые линейки выполнены из плоских разрежённых плиток, которые не только трудоёмки в изготовлении, но и являются причиной аварийности при буксировке, цепляясь за дно реки, и создают в такелажных креплениях плота разрушающие нагрузки.

В плотах конструкции АГТУ бортовые пакеты, благодаря овальной форме их поперечного сечения, встретив препятст-вие, легко его преодолевают, отклоняясь от строго поперечного расположения, и затем, преодолев препятствие, восстанавливают первоначальное положение. Секции плота по периметру ошлагованы стальными канатами, что обеспечивает их прочность и волноустойчивость — важные требования для сохранности плотов на лесостоянках в ожидании выгрузки на берег.

Для формирования плота используется типовой такелаж, применяемый в северодвинских плотах в оплотнике.

Технология сплотки пакетов и формирования плотов механизирована и крайне проста. Используется обычная лесозаготовительная техника.

Пакет брёвен формируется в челюстном захвате лесопогрузчика ЛТ-163, VALMET и др., обвязывается проволокой в двух местах по торцам и перевозится на место укладки в плот. Для оснастки плотов такелажом используют тот же лесопогрузчик или ЛТ-72, либо бесчокерный трелёвщик ТБ-1.

Предпринимателям есть смысл подумать о приобретении в Белоруссии многофункционального погрузчика ОАО «АМКОДОР» 352Л грузоподъёмностью 5 т. Он наиболее подходит для предлага-емой технологии.

Пакеты, прибывшие на ЛДК, целесообразно выгружать без размолёвки, что предотвратит потери леса от утопа.

При заинтересованности владельцев МЛДК пробные 1-2 плота можно было бы сформировать и отбуксировать уже весной 2009 года. Ведь плот объёмом 3-5 тыс. кбм при наличии такелажа и техники можно изготовить за 20-25 дней, работая в одну смену. Для ускорения дела надо использовать опыт ОАО «Соломбальский ЦБК» и ООО «Мамонихалес», которые с 2000 года успешно буксируют такие плоты с верховьев р. Пинега на расстояние более 600 км.

Специалисты ООО «Мамонихалес» готовы поделиться опытом. Сотрудники АГТУ — разработчики новой технологии — окажут помощь по её освоению.

Наряду с зимней сплоткой в Мезенском бассейне весной возможна формировка плотов на воде из готовых пучков. В АГТУ разработаны схемы формировочных мини-рейдов простейшей конструкции, на которых можно за несколько дней сформировать плот.

Только лесосплав с применением но-вых технологий может вдохнуть жизнь
в Мезенский ЛДК.

В. Я. Харитонов,

профессор АГТУ.


Дата публикации: 9 февраля 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий