Речное зрелище

Для тех, кто имеет отношение к лесосплаву, постановки плота весной — зре­лище завораживающее. Да­ же далёкие от сплава люди 17 мая собрались на берегу Северной Двины в районе лесостоянки Лесозавода № 3 (чуть ниже автомобильного моста через реку) и внимательно наблюдали, как теплоходы судоходной компании «Норд­Вуд» ставят плот пиловочника.

Едва миновав район Фактории, плот раскантовали (раз­вернули), и взятый в аренду «Норд­Вудом» буксир «Чибью», тянувший плот из Верхнетоемского района, оказался в хвосте плота. Вспомогательные теплоходы выровняли плот, вытянули его в струнку и аккуратно сплыли (термин речников) меж опор автомобильного моста, миновав который, вспомогательные теплоходы прижали плот к берегу, а работники водного цеха Лесозавода № 3 не теряя ни минуты закрепили этот плот на 2 выноса.

В летнее время, когда скорость течения снижается, постановка плотов — дело довольно заурядное. Правда, на прибылой воде плот может «забуксовать», или вообще его может поднять прибылой водой вверх по течению — вместе с буксиром.

А вот весенняя постановка остаётся делом сложным и даже опасным. Сплавщики со стажем помнят, как терпели аварию плоты, зацепившись за опоры мостов через Северную Двину, как при постановке «промахивались» мимо лесостоянки.

При таких авариях и пучки десятками несло по реке, и плот прижимали к берегу не там, где планировалось, а где придётся.

По закону всемирной пакости, немалая часть плотов приходит в Архангельск в ночное время, что ещё больше осложняет постановку. В этот раз плот пришёл ясным солнечным днём, однако сильный ветер потрепал нервы судоводителям. Стандартный размер плота 415х80 метров, и такая масса древесины (в нашем случае 15 тыс. кбм) ощутимо испытывает влияние ветра.

Судоводители компании «Норд­Вуд» за 10 лет привели и поставили в Архангельский порт не один десяток плотов, но каждая весенняя постановка – это испытание на профессионализм. Несмотря на выходной день, на постановку плота приехали руководитель компании «Норд­Вуд» Александр Батраков , заместитель генерального директора по лесообеспечению ОАО «Лесозавод № 3» Александр Колтыпин
и руководитель лесозаготовительного предприятия Двина, подготовившего плот, Иван Хабаров.

Это первый, но далеко не последний плот пиловочника из тех, которые ожидают на Лесозаводе № 3.

Учёными в своё время предлагалось несколько способов остановки плотов в весенний период — вплоть до водных парашютов, создающих тормозную силу через блоки. Однако все эти новшества как­то не прижились, и до сих пор плоты при остановке по старинке прижимают к берегу теплоходами.

Использовалась сплавщиками одна удачная разработка учёных – торможение плота с помощью цепей, которые сбрасывались в воду с баржи, специально оборудованной лебёдкой. Были случаи, когда весной аварийные плоты, сорванные водой с лесостоянки, остановили посреди реки именно с помощью такой «тормозной» баржи.

Сейчас, в период разрухи лесосплава, такие спецбаржи вряд ли сохранились у сплавщиков. Хотя при аварийных ситуациях, от которых никто не застрахован и в порту, и на реке, такая тормозная баржа не помешала бы.

С каждым годом плотов становится всё меньше. Да ещё мировой финансовый кризис. Но ведь самый дешёвый вид транспорта леса – водный. Это же всем известно! И хочется верить, что наступит время, когда количество плотов нач­нёт увеличиваться, и мы чаще будем видеть на реке буксиры с плотами и наблюдать интересное зрелище — постановку плотов на лесостоянки.

Сергей Кондратьев.

 


Дата публикации: 26 мая 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий