Правительство поворачивают лицом к лесу

В отраслевую госпрограмму до 2020 года готовят очередные изменения

Экспертно-аналитический центр Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) предлагает правительству актуализировать госпрограмму развития лесного хозяйства до 2020 года.

Заметная часть предложений повторяет рекомендации, которые эксперты делали ещё в 2013-2014 годах. Но они так и не были реализованы «из-за лени или сильных отраслевых лоббистов», отмечают в РАНХиГС. Цель обновления — вернуть внимание федерального правительства к документу.

Иллюстрацией текущих проблем отрасли является площадь лесных пожаров, которая, по данным «Гринпис России», приблизилась к 3 млн. га против 65 тыс. га, по данным «Авиалесоохраны». Ещё в 2014 году чиновники и эксперты намеревались привести принятую в 2012 году госпрограмму «Развитие лесного хозяйства на 2013—2020 годы» в соответствие с «Основами госполитики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года». Последние появились в сентябре 2013 года по итогам президиума «лесного» Госсовета с участием Владимира Путина и призваны перевести отрасль на принципы устойчивого развития и увеличения производительности уже разрабатываемых участков.

Госпрограмма должна была стать инструментом реализации «Основ», но, как указывали эксперты, вошла с ними в противоречие. В частности, программой предлагается интенсификация использования лесов через освоение ранее недоступных лесных территорий. Экстенсивная модель лесопользования уже привела к кризису в лесном секторе (расчётная лесосека и объём рубок не имеют взаимной зависимости), и эксперты выступали против использования первого показателя как одного из основных целевых показателей развития отрасли.

Впрочем, в докладе экспертно-аналитического центра РАНХиГС о реализации мероприятий госпрограммы среди предложений по её актуализации (они адресованы главным образом Минприроды и подведомственному ему Рослесхозу) вновь обнаруживается «необходимость привести в соответствие положения в обоих документах, касающиеся вопросов определения расчётной лесосеки».

Авторы документа предлагают использовать другой показатель — «расчётной лесосеки экономически доступных лесных ресурсов», который позволит избежать искажения ситуации с реальным использованием древесины и «иллюзии неисчерпаемости лесных ресурсов РФ».

То, что многие поправки к программе, которые требовалось внести ещё два года назад, так и не были сделаны, директор экспертно аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков объясняет ленью, сильными лоббистами и тем, что на федеральном уровне на такие документы не особенно обращают внимание. «Мы пытаемся ускорить их внесение в ручном режиме»,— говорит он.

Отметим, среди прочего до сих пор не определён правовой режим особо защитных участков в эксплуатационных и резервных лесах, что создаёт риски конфликтов между местными сообществами, промышленниками и природоохранными организациями. Не разработан и механизм ГЧП при строительстве лесных дорог к разрабатываемым участкам и не определены места, где действительно необходимы такие дороги.

Среди новых предложений РАНХиГС — чёткое определение недревесных ресурсов леса (орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и т. д.) и приведение в порядок регуляторной практики их производства, использования и экспорта. Также эксперты заявляют о необходимости принять федеральный или региональные законы «О зелёном щите» в пределах мегаполисов, где леса должны выполнять только рекреационную и экологическую функции.

Заметим, что в середине апреля 2016 года, отчитываясь о выполнении программы «Развитие лесного хозяйства на 2013—2020 годы», глава Рослесхоза Иван Валентик сообщил: в 2015 году впервые был проведён госмониторинг воспроизводства лесов, который показал уменьшение их площади на 0,5 млн га. «Полученные данные требуют детального изучения и серьёзного анализа»,— заявил он тогда. Впрочем, эта цифра меркнет на фоне потерь от действующих на сегодняшний день пожаров, которые, по оценкам «Гринпис России» на основе спутниковых наблюдений, 23 мая приблизились к показателю 3 млн. га, тогда как по официальным сводкам «Авиалесоохраны», в РФ горит 65 тыс. га. «Площадь одного пожара в Амурской области в 13 раз больше, чем в официальной отчётности по этому региону, и в четыре раза больше, чем отчитались чиновники в сумме по всей стране», — заявляют в природоохранной организации.



Алексей ШАПОВАЛОВ.


Дата публикации: 7 июня 2016
Опубликовано в "Лесной Регион" №10(190)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий