Указано рубить лес по-новому

Рослесхоз приводит отраслевую госпрограмму в соответствие со стратегией

Общественный совет при Рослесхозе обсудил корректировку госпрограммы развития лесного хозяйства на период до 2020 года. Действующая госпрограмма сейчас входит в прямое противоречие с «Основами лесной госполитики до 2030 года», разработанными по поручению президента Владимира Путина.

Основной вопрос, который предполагалось решить, — как увеличить объёмы заготовки леса, не вторгаясь на пока нетронутые лесные участки?

В обсуждении вопроса участвовали экологи, представители научно-исследовательских цент-ров и бизнеса. Они обсудили корректировку госпрограммы развития лесного хозяйства на период до 2020 года.

Документ, принятый в декабре 2012 года, уже был подвергнут правке в апреле 2014 года — по итогам лесного заседания президиума Госсовета с участием президента. В результате в сентябре 2013 года появились «Основы госполитики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года», которые призваны перевести отрасль на принципы устойчивого развития и увеличения производительности уже разрабатываемых лесных участков. Госпрограмма должна была стать инструментом реализации этих «Основ». Но, как считают эксперты, вошла с ними в противоречие.

Главная проблема, по мнению WWF России, связана с рубками. Если в «Основах» заявлен отказ от экстенсивной модели лесопользования, ориентированной по постоянное вовлечение в рубку новых лесных участков, то в госпрограмме предлагается «интенсификация использования лесов через освоение ранее недоступных (труднодоступных) лесных территорий».

Экстенсивная модель лесопользования уже привела к кризису в лесном секторе. Эксперты выступают против дальнейшего использования показателя расчётной лесосеки как одного из основных целевых показателей развития отрасли.

«Анализ взаимовлияния расчётной лесосеки и объёма рубок в условиях России показал, что эти два показателя не оказывают существенного влияния друг на друга», — убеждена специалист Сыктывкарского лесного института Ирина Каракчиева. Вместо него предлагается ввести другие ориентиры — например, выход среднего съёма древесины с гектара арендованных лесов (который, например, в 2010 году в РФ составлял 0,3-0,4 кбм, в Швеции — 2,8 кбм, в Финляндии — 2,5 кбм, в США — 1,5%). Среди других вопросов, предложенных для обсуждения, — соотношение доходов и затрат на ведение лесного хозяйства в расчёте на единицу площади лесов, доля использованной и переработанной древесины от объёма заготовки, доля лесного сектора в ВВП страны. При этом показатели должны быть раздельными для арендованных и неарендованных лесов, настаивают экологи.

Второй проблемой действующей госпрограммы и также обсуждённой на совещании, стало отсутствие в ней цели и комплекса мер по сохранению экологических функций лесов и биоразнообразия, а также возможностей и условий для общественного участия
в принятии решений. Все эти цели подробно записаны в «Основах лесной политики».

Экологи критикуют подход к лесовосстановлению, предлагаемый в действующей госпрограмме, называя его «устаревшим и неэффективным». По словам Евгения Шварца из WWF, сейчас вырубленные участки засаживаются молодыми саженцами, которые очень быстро «списываются», — то есть преобладает принцип «быстрее потратить деньги», вместо того чтобы поддерживать прореживание и восстановление естественным путём.

«В стратегическом документе — проекте «Основ госполитики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
в РФ до 2030 года» лесная отрасль постепенно лишается конкретики», — подчёркивали участники совещания. Основные проблемы отрасли — от её закредитованности до низкого качества госуправления и проблем, создаваемых последней версией Лесного кодекса, этот стратегический документ на практике почти не затрагивает.

Мнения лесопромышленников по поводу предлагаемых изменений в госпрограмме разделились. Николай Иванов из Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров РФ призывал к «очень аккуратному отношению к рекомендациям международных экологических организаций», полагая, что они заняты пропагандой и могут быть использованы в конкурентной борьбе. «Экологические организации очень любят защищать малонарушенные леса в России, видимо, и потому, что их просто не осталось в Европе», — отмечает он. Переориентация же на повышение продуктивности использования лесов на освоенных территориях, по мнению господина Иванова, невозможна единовременно, так как в РФ нет развитой сети лесных дорог, которая позволяет, как, например, в Скандинавии, вести рубки в 4-5 приёмов и обеспечивать заготовку на одном гектаре в 2-3 раза эффективней, чем в России.

Между тем в крупнейших вертикально интегрированных компаниях отрасли позицию WWF разделяют. «Интенсивное лесопользование — это не освоение новых участков, а увеличение съёма древесины на уже арендованных площадях путём проведения соответствующих лесохозяйственных мероприятий при условии неистощительного лесопользования», — заявил представитель Группы «Илим».



Алексей ШАПОВАЛОВ.

 


Дата публикации: 1 сентября 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №13(156)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий