Новая редакция госпрограммы развития лесного хозяйства

Официально опубликовано постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 года № 370 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013—2020 годы», которым утверждена новая редакция этой госпрограммы.

Новая редакция госпрограммы приведена в соответствие с федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 362-­ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», которым предусматривается увеличение финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета. Фактически не гос­программа определяет, что и как должно финансироваться из федерального бюджета для развития лесного хозяйства, а наоборот — финансирование определяется бюджетом, а гос­программа просто подгоняется под него.

Насколько госпрограмма серьёзна, можно судить, например, по прописанным в ней ожидаемым результатам реализации программы для третьего этапа (2018—2020 годы). В новой редакции эти результаты сформулированы так:

«В результате реализации III этапа Программы предполагается: сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5%; сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4% площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; повышение объёма платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 48,7%; достижение отношения фактического объёма заготовки древесины к установленному допустимому объёму изъятия древесины на уровне 34,1%».

Из четырёх ожидаемых результатов два имеют прямое отношение к лесному хозяйству, но в настоящее время в нашей стране отсутствуют способы измерения их с точностью, необходимой для оценки результатов выполнения государственной программы; остальные два измеримы, но не имеют прямого отношения к лесному хозяйству.

Измерить лесистость территории Российской Федерации и долю площади ценных лесных насаждений с точностью до десятых долей процента, и даже до первых процентов, в настоящее время невозможно. Средний возраст материалов лесоустройства (основного классического источника информации о лесах) составляет сейчас около 22-­23 лет и продолжает увеличиваться — по данным такого возраста судить о нынешней лесистости и нынешней доле ценных лесных насаждений невозможно. Создать альтернативный источник информации о лесах — систему государственной инвентаризации лесов — пока не получилось, и до окончания действия госпрограммы точно не получится. Главное официальное хранилище лесной информации — государственный лесной реестр — представляет собой лишь информационный компост, полученный из данных разного возраста и разного качества, имеющих очень условное отношение к действительности.

Платежи в бюджетную систему и доля использования расчётной лесосеки зависят в первую очередь от административно назначаемых минимальных ставок платы за пользование лесами и экономической ситуации в российской лесной промышленности. От развития собственно лесного хозяйства это практически никак не зависит.

Таким образом, новая редакция госпрограммы развития лесного хозяйства (как, впрочем, и все предыдущие её редакции) представляет собой сугубо формальный документ, изображающий, что выделяемые из федерального бюджета деньги тратятся не абы как, а программно-целевым методом. К развитию лесного хозяйства эта госпрограмма почти никакого отношения не имеет, и на то, что происходит и будет происходить в российских лесах в ближайшие три года, практически никак влиять не будет.



Лесной форум Гринпис России.


Дата публикации: 15 мая 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №08(226)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий