Современные технологии

О повторном использовании геосинтетических материалов при строительстве лесовозных дорог кратковременного действия

В последние десятилетия созданы и широко применяются новые геосинтетические материалы дорожного назначения (далее — СМ), позволяющие прин-ципиально изменить подход к строительству технологических дорог кратковременного действия. В наиболее продвинутых отраслях, в частности в нефтегазовом комплексе и на разработках месторождений открытым способом, в применении СМ наблюдается без преувеличения настоящий бум. Причём широко используются не только извест-ные геотекстильные и геотекстильподобные материалы, но также геосетки, геокомпозиты, плоские георешётки и объёмные ячеистые геоконструкции. К сожалению, всё это не имеет отношения к лесовозным дорогам, где ситуация с использованием СМ застыла на уровне 90-х годов ушедшего столетия.

Выполненные в 2007 году кафедрой промышленного транспорта АГТУ исследования показали, что в силу специфических условий строительства и эксплуатации лесовозных дорог перспективными для них являются СМ, выполняющие функции армирования дорожной одежды наряду с предотвращением капиллярного поднятия воды. Укладка под слой покрытия армогеокомпозитов «TERRAM» и «Армодор 1» или плоских высокопрочных георешёток «Tensar» в типичных для лесовозных дорог кратковременного действия (веток, усов) условиях строительства позволяет повысить общий модуль упругости на поверхности дороги на 30%. Однако цена указанных СМ на условиях франко-склад поставщика составляет от 100 до 140 руб./кбм, что увеличивает стоимость 1 км построенной с применением СМ дороги почти в 1,5 раза.

В этой связи представляет интерес технология повторного использования высокопрочных георешёток, которая в опытном порядке испытывалась ООО НТЦ «Геотехнологии» (г. С.-Петербург) по заданию ОАО «Север-алмаз» на технологических дорогах кратковременного действия ГОК им. М. В. Ломоносова. Сбор высокопрочной георешётки на отработавшем участке дороги осуществлялся с помощью экспериментальной навесной установки, конструкция и прин-цип действия которой весьма просты (см. рисунок).

Остов установки 1 навешивается на базовый трактор 2 через штатные гидроцилиндры машины. Слой щебня покрытия предварительно снимается скрепером или погрузчиком, затем уложенная под покрытием георешётка 7 приподнимается вырывным усилием гидроцилиндров базовой машины, встряхивается, очищается и с помощью зубчатого механизма с ручным приводом 3, смонтированного в корпусе одной из щёк 5, наматывается на шпулю 4 в виде рулона 6. По окончании намотки шпуля извлекается через отверстие в щеке установки, и рулон собранной георешётки выгружается из установки.

Изучение данной технологии приводит к выводу, что её применение технически возможно и экономически целесообразно при строительстве лесовозных дорог кратковременного дейст-вия. Однако экспериментальная установка для сбора СМ требует существенной конструктивной доработки, а сама технология работы — адаптирования к условиям строительства лесовозных дорог кратковременного действия. Вырывное усилие георешётки относительно небольшое, поэтому в качестве базовой машины могут использоваться тракторы, автогрейдеры или погрузчики с фронтальной навеской рабочего оборудования, имеющиеся у большинства лесозаготовительных предприятий.

Меньшиков А. М.,
доцент кафедры промышленного
транспорта АГТУ.

Семенков М. В.,
замначальника
ДЭУ ОАО «Севералмаз».

Дыроватых Н. В.,
студентка ФПР АГТУ.

P. S.

Очевидно, отработка данной технологии представляет собой весьма серьёзную работу, которую невозможно выполнить в рамках выпускных квалификационных работ студентов и магистрантов. Для разработок такого уровня необходима скоординированная региональная научно-техническая политика и целевое (не грантовое!) финансирование, хотя бы в отношении приоритетных направлений.

В том, что строительство лесовозных дорог является таким приоритетом, никто уже не сомневается. Но очевидно и то, что корпоративно разобщённый лесной бизнес финансировать инновационную деятельность по строительству лесовозных дорог не может или не желает, а интерес властей региона к проблемам лесозаготовителей проявляется лишь в периоды формирования новыми губернаторами своей администрации и напрочь исчезает после утверждения чиновников в должностях.

Тем временем пакет предложений кафедры промышленного транспорта в строительстве лесовозных дорог, равно как и потенциал студентов факультета природных ресурсов АГТУ, готовых участвовать в выполнении отраслевых научно-исследовательских и опытно-конст-рукторских работ, по-прежнему
не востребованы.



Дата публикации: 27 октября 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №-

Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий