Круглый стол в АГТУ

По инициативе редакции газеты «Лесной регион» в Архангельском государственном техническом университете состоялся круглый стол, на котором предлагалось рассмотреть перспективы развития водного транспорта леса в Архангельской области.

В заседании круглого стола приняли участие сотрудники кафедры водного транспорта леса и гидравлики, экономики отраслей, технологии лесопромышленных производств, а также проректор по научной работе Эдуард Сабуров. Открывая заседание заведующий кафедрой водного транспорта леса и гидравлики Александр Митрофанов (на нижнем снимке) в частности сказал, что нынешний разговор посвящён сложившейся в регионе ситуации с водным транспортом леса и его перспективам. Разговоров о его развитии ведётся много, но результата пока нет. Хотя проблем с транспортировкой древесины накопилось немало. И с каждым годом ситуация с доставкой сырья от делянки до ЛДК или ЦБК становится всё острее, а стоимость доставки — всё дороже.

Определяющим фактором, влияющим на перспективу развития водного транспорта леса, должна стать программа развития области, в том числе и лесной отрасли. В немалой степени от того, какое решение примет региональная власть, определяя перспективу области, и будет зависеть судьба лесной отрасли и водного транспорта леса. Если власть решит, что ЛПК выработал свой ресурс и надо делать ставку на другие отрасли, то нет смысла вести речь о развитии водного транспорта леса.

Если же в стратегии развития лесной отрасли будет заявлено, что ЛПК будет развиваться, что есть планы по освоению лесных ресурсов, в первую очередь недоступных в настоящее время, в том числе удалённых от дорог и примыкающих к рекам, то в этом случае государство должно включить в стратегию развития ЛПК такие важные разделы как водный и сухопутный транспорт леса, где было бы детально прописано – какие реки планируется включить в работу, какие виды транспорта леса планируется развивать, какие обязанности должно взять на себя государство (проведение дноуглубительных работ, создание инфраструктуры, финансирование разработок новых технологий), какие обязательства должны и могут взять на себя бизнес, наука. И совместными усилиями воплощать в жизнь разработанную стратегию.

Пока же нет ни стратегии развития области, ни стратегии развития ЛПК, над которой весьма длительное время работало ОАО «НИПИЭИЛеспром».

Многое будет зависеть и от задач, поставленных перед отраслью. Если в Стратегии не будет предусмотрено увеличение объёмов заготовки леса, нынешняя транспортная схема доставки сырья ещё какое­то время справится с нынешними объёмами заготовки.

Если же будет принято решение об увеличении объёмов заготовки и транспортировки леса, то потребуется разработка подробной региональной транспортной схемы доставки сырья.

По словам профессора кафедры промышленного транспорта леса Фридриха Павлова, учёными АГТУ предложено четыре различных проекта строительства лесовозных дорог.

Первый предусматривает увеличение объёмов строительства дорог с добавлением щебня, что делает дороги более устойчивыми к разрушению. Второй – использование при строительстве дорог железобетонных плит новой конструкции, которая позволяет легко снимать плиты с отслужившей своё дороги и устанавливать их на новую дорогу. Третий — использование при строительстве дорог современных синтетических материалов. Четвёртый — разработка новых технологических транспортных схем, что уже сделано кафедрой для предприятий, входящих в состав ООО «ИлимСеверЛес».

Доктор технических наук Виктор Харитонов подчеркнул в своём выступлении, что разработанные им конструкции плотов, состоящих из микропучков (до 5 кбм), позволяют соблюдать принцип единого пакета — от лесной делянки до водного рейда предприятияпотребителя сырья. А трёхлетнее сотрудничество с Соломбальским ЦБК подтвердило жизнеспособность микропучковых плотов.

Василий Дербин – заведующий кафедрой технологии лесопромышленных производств уверен, что нередко успешному внедрению технологических новшеств мешает отсутствие материальной заинтересованности у исполнителей — мастеров, механиков, рабочих: им нужно делать свою работу, выполнять нормы выработки, а тут ещё учёные со своими разработками.

Василий Михайлович отметил, что во внедрении новинок должны быть заинтересованы все участники процесса.

Далее Александр Митрофанов сообщил о тех препятствиях, которые могут встретиться на пути внедрения новых технологий водного транспорта леса. Как известно, вступили в силу Земельный, Водный, Лесной кодексы, и каждый из них внёс определённые ограничения в работу лесопромышленников.

Учёные АГТУ в своих выступлениях подтвердили, что они готовы предложить лесопромышленникам различные технологии сплава леса, строительства дорог, но и бизнес должен проявлять интерес к разработкам учёных.

А что касается малого бизнеса, то АГТУ может разработать или предложить уже готовые технологии для любых объектов заготовки.

Минимальный набор техники – бензопилы, трелёвочник, лесовоз с гидроманипулятором — и вполне реально формировать плоты зимней сплотки.

Речь не идёт о том, чтобы каждый индивидуальный предприниматель готовил отдельный плот. В этом нет необходимости. Например, в Корниловском ЛПХ на плотбище Большая Свага в плоты везут лес и сторонние организации. У корниловских сплавщи­
ков наработан богатый опыт формировки плотов зимней сплотки. И
вполне разумно операцию по формировке плотов, оснастке их такелажем поручать специалистам.

Для любого лесосплавного предприятия необходима собственная транспортная схема доставки сырья, с учётом всех природных и географических особенностей. Предприниматели, которые пожелают воспользоваться разработками учёных, могут обращаться в АГТУ, и помощь будет оказана.

На круглом столе было высказано интересное предложение – одно из примыкающих к реке предприятий сделать экспериментальным, чтобы учёные могли на практике внедрять свои предложения, разработки, а лесопромышленники могли оценивать преимущества тех или иных новшеств, что значительно ускорит процесс внедрения передового опыта. В то же время на круглом столе отмечено, что учёным следует, используя возможности СМИ, предлагать свои разработки промышленникам.

Также учёные надеются, что и региональная власть в лице департамента ЛК, администрации области примет стратегию развития лесной отрасли и поставит перед учёными задачи: какие технологии транспорта леса следует разрабатывать, что нужно лесной отрасли и региону, чтобы лесной комплекс динамично и поступательно развивался.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 24 марта 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий