Ровным счётом

Эффективность работы регионов в лесном хозяйстве оценят по специальной методике

Рослесхоз будет определять результаты деятельности субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений на основании методики оценки эффективности. Документ вступил в силу в конце марта. По мнению специалистов, внедрение единого подхода позволит усилить контроль в лесной отрасли.

 

Полный набор

В глазах широкой общественности леса существуют сами по себе как благо природы и привлекают внимание, только если случаются пожары. Специалисты же оценивают лес как ресурс, который нужно рационально использовать и при этом постоянно охранять от тех же пожаров, вредителей, «чёрных лесорубов», а ещё восстанавливать и обустраивать.

В 2007 году полномочия в области лесных отношений, переданные субъектам Российской Федерации, были закреплены в Лесном кодексе. С того времени неизменно актуальным оставался вопрос оценки качества выполнения регионами своих функций.

Так уж совпало, что методика такой оценки появилась как раз в начале пожароопасного сезона. На фоне оперативных сводок с фронта борьбы с огнём внедрение единых принципов анализа результатов деятельности субъектов Федерации в области лесных отношений приобретает особую значимость.

- Работа над методикой велась давно. Подбирались критерии, изучались возможности количественной оценки показателей. Вступившая в действие методика рассчитана на выявление не только уровня выполнения каждым регионом своих полномочий в сфере лесных отношений по итогам отчётного периода, но и на оценку динамики показателей, – рассказывает начальник управления лесного надзора и контроля за переданными полномочиями Рослесхоза Анастасия Винокурова.

Документ регламентирует все этапы проведения оценки: сбор исходных данных, порядок их обработки и метод определения итоговых оценок. Для получения объективных выводов нужны объективные исходные данные. Прежде всего будут использоваться отчеты субъектов об осуществлении переданных им полномочий. Есть и другие документы – отчёты о достижении целевых прогнозных показателей и квартальные отчёты о расходовании субвенций. Также для сведения показателей будут привлекаться данные государственного лесного реестра, государственная статистическая и отраслевая отчётность. Добавим сюда ещё итоги плановых и внеплановых проверок, результаты контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности и лесных пожарах, и получится обширный массив данных для своего рода перекрёстного анализа, который должен гарантировать объективность.

И всё же данные могут расходиться. В этом случае приоритет будет отдан информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти. А субъекту, представившему недостоверные сведения, как указано в методике по данному критерию, будет присвоено последнее место в рейтинге.

 

Сумма слагаемых

После того, как все данные собраны, начинается расчёт рейтинга. Методика включает 7 показателей, каждый из которых охватывает одно направление переданных полномочий. Далее, каждый из показателей включает ещё несколько критериев. Например, деятельность субъектов по организации использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, будет оцениваться по 4 критериям. Во-первых, учитывается доля недоимок по плате за использование лесов в федеральный бюджет, во-вторых – соотношение стоимости 1 кубометра древесины и ставки платы за единицу объёма древесины лесных насаждений, в-третьих – доля фактически заготовленной древесины в общем допустимом объёме изъятия и в-четвёртых – доля площади земель лесного фонда, переданных в аренду. Иначе говоря, более высокие позиции в рейтинге по этому критерию займёт тот субъект, где больше земель лесного фонда передано в аренду, выше фактические средние платежи за 1 кубометр заготовленной древесины, больше доля заготовок от установленного допустимого объёма изъятия и меньше недоимок.

Другой показатель качества обеспечения охраны лесов от пожаров также объединяет четыре критерия. Это удельная площадь лесов, погибших от пожаров, средняя площадь одного лесного пожара, доля крупных пожаров и доля лесных пожаров, ликвидированных в первые сутки после обнаружения. Подобным образом оценивается организация и обеспечение защиты лесов, осуществление государственного лесного надзора, финансово-экономическая организация деятельности, сохранение лесов и организация и обеспечение воспроизводства лесов. Последний показатель включает наибольшее число критериев – девять.

Таким образом, специалисты учтут массу различных данных. Например, будет иметь значение не только площадь лесовосстановления, но и доля площади созданных лесных культур с улучшенными наследственными свойствами.

Оцениваться будут также масштабы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, площади ликвидированных очагов вредителей, объёмы незаконных рубок и причинённый ими ущерб, доля площади лесов, поставленных на кадастровый учёт, и ряд других сведений.

Показатели за отчетный год сравниваются с показателями за предшествующий год. Так выявляется динамика. Значение в итоге имеет даже не сам по себе показатель, а его изменение за определённый отрезок времени. Субъект Федерации, имеющий более высокое значение позитивной динамики, получает более высокий рейтинг. То есть для достижения высокого рейтинга региону необходимо, чтобы такие показатели, как доля лесов, пострадавших от пожаров, или недоимки на его территории год от года снижались, а вот, например, удельная площадь проведённых лесопатологических обследований или доля лесов, поставленных на кадастровый учёт, росли. Лучшим будет признан тот регион, у которого динамика выше. Если же у нескольких регионов она окажется равной, тогда будут учитываться дополнительные факторы, например, чрезвычайные ситуации или неблагоприятные погодные условия.

Конечно, позитивная динамика зачастую наблюдается не по всем критериям. По каким-то показателям может быть отмечено повышение, а по другим – понижение. Итоговый рейтинг регионов всегда будет определяться как сумма критериев, указывает Анастасия Винокурова. По замыслу ранжирование должно давать объективную картину эффективности исполнения субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в сфере лесных отношений.

Причины и следствия

Место в конце рейтинга – повод задуматься над исправлением ситуации, говорят специалисты. Отстающим регионам нужно будет уделить особое внимание тем направлениям, по которым появились низкие оценки. То есть методика должна стать для самих субъектов РФ действенным инструментом контроля над ситуацией. Самым серьёзным правовым последствием для регионов, занявших последние места в рейтинге, может быть изъятие полномочий.

- Полномочия субъекта Российской Федерации в области лесных отношений может изъять только правительство России по представлению Минприроды. Инициировать этот механизм будет Рослесхоз, который наделён функциями оценки эффективности деятельности субъектов в области лесных отношений. При этом специалисты ведомства учтут показатели в динамике, сравнят их с результатами предшествующих лет, – отметила Анастасия Винокурова. – Методика послужит стимулом для регионов усилить работу по исполнению переданных полномочий, – подчеркнула она.



Подготовил Евгений ГАЙВА.


Дата публикации: 18 мая 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №9(171)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий