Исходя из логики и здравого смысла

Именно так призвал работать замглавы Федерального агентства, обозначая проблемы и перспективы использования и воспроизводства лесов

Выступление на совещании Николая Степановича Кротова было кратким, на одном дыхании; в бумажки оратор не заглядывал, смотрел в зал и обращался к коллегам. Те оценили – аплодисменты раздались не из вежливости.

 

ПОЧЕМУ МИНУВШИЙ ГОД – НЕОБЫЧНЫЙ

Основные цифры, которые я старательно готовил, в первой части уже прозвучали, и повторяться не стану. Скажу только, что в прошлом году мы заготовили более 200 млн. кубов древесины, вернувшись к показателю 2007 года, то есть к объёмам, которые были на момент передачи полномочий субъектам Российской Федерации. Исходя из логики и здравого смысла, мы и по другим показателям ведения лесного хозяйства должны вернуться к объёмам 2007 года.

Понятно, что тогда была специфика. Вы помните, как оформлялись в 2007 году разрешительные документы – в декабре лесорубочные билеты доживали последние дни и были оформлены на весь год в формате досрочного отпуска. И тем не менее объём заготовки древесины сегодня сравнялся с объёмом на момент введения Лесного кодекса.

При этом впервые с 2007-го площадь лесов, переданных в аренду для заготовки древесины, стала меньше. Менялись форматы предоставления участков для заготовки древесины, но рост шёл – по 2-3% в год, пусть где-то меньше, но тенденция была именно такой. Постановление о приоритетных инвестиционных проектах сделало процесс более заметным, увеличение объёмов передачи (не говорю – заготовки) в пользование было более интенсивным. И субъекты, я имею в виду органы исполнительной власти регионов, в свою очередь вступили в своего рода соревнование: кто привлечёт на свою территорию больше инвесторов, кто декларирует больше объёмов инвестиций, кто закрепит больше территорий, переданных в пользование, за предприятиями, реализующими инвестпроекты.

2014-й и в этом отношении стал годом необычным, переломным – площадь лесов, переданных в аренду, уменьшилась, при том что были включены в перечень приоритетных новые инвестпроекты. Но самое главное — произошло принципиальное изменение вашего отношения к тем арендаторам, которые не исполняют свои обязанности по договорам надлежащим образом. В первую очередь – это платежи. Кроме того, произошёл резкий отказ от реализации целого ряда инвестпроектов, которые не выдерживали никакой критики.

 

КАК ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЦИФРЫ

Формально изменение площадей в целом по РФ не очень существенно. Если в аренду ранее было передано 174 млн. га, то контрольная цифра по итогам 2014-го – 171 млн га. Разница – 3 млн. га, не так уж много. Но при этом объём заготовки на участках, переданных в аренду, в общем объёме заготовки вырос до 78%. Прежде цифра всё время держалась на уровне 70-72%. При увеличении объёма заготовки одновременно с этим другие форматы получения права на заготовку древесины сократились все без исключения. Если сравним с 2007 годом, отметим несколько обстоятельств: резкое уменьшение договоров в рамках выполнения госзаказа – контрактов или госзадания, а также резкое увеличение предоставления лесных ресурсов в пользование по исключительным случаям, прописанным в региональных законах.

Практически сравнялся с уровнем 2007 года отпуск леса населению по договорам для собственных нужд. В 2007 году отпуск такого леса населению был чуть больше 10 млн кубов. Потом цифра сначала увеличилась до 26 млн., а сейчас плавно снижается до тех же 10 млн. И можно сделать вывод, что заготовленные 200 с небольшим млн. кубов – это тот объём, который лесная промышленность РФ сегодня в состоянии переработать. Меняется, усложняется один формат – эта древесина либо кочует в «серую» древесину населения, которое получает право на заготовку и тут же её перепродаёт или отдаёт в виде коммерческой услуги по заготовке дров, либо переходит в формат исключительных случаев. Но тем не менее 200 млн. кубов – это практически стабильная потребность лесной промышленности.

Но надо отметить, что в 2014 году увеличились объёмы производства практически по всем основным продуктам леспрома (за исключением пиломатериалов). И при этом увеличился более чем до 20 млн. кубов экспорт круглого необработанного леса за пределы РФ. То есть спрос производства плавно растёт, двигаясь небольшими шажками.

 

БАЛАНС ПЛОЩАДЕЙ

Изменения происходят в структуре заготовки, меняются и арендаторы, с которыми мы работаем, – уходят менее добросовестные, их сменяют те, кто получил права вновь. Меняются форматы работы и по расторжению договоров, и по предоставлению тех или иных преференций арендаторам, добросовестно использующим леса. Но одновременно с этим я хотел бы отметить, что при 78% заготовки паритетных объёмов ни по одному виду лесохозяйственных работ на арендованной территории не наблюдается. Доля арендаторов в лесовосстановлении – 69%, доля в уходе — ещё меньше. Соответственно, нарушается тот главный принцип, который мы, лесоводы, везде декларируем и которого (по крайней мере, в большинстве случаев) стараемся придерживаться – баланс выбытия и включения площадей в покрытые лесом. Ведь это тот норматив, который мы должны соблюдать.

Недавно в прессе была интересная дискуссия, в которой прозвучало, что, по данным немецкого института природных ресурсов, Российская Федерация является безусловным лидером в мире по сокращению лесов. Основная причина – катастрофические лесные пожары и рубки. Это объективно: Россия самая большая страна по площади лесов, одна из самых крупных по объёмам заготовки, по площадям выбытия, по площадям сплошных рубок.

Но здесь принципиально важно не это, а необходимость гарантированно соблюсти баланс между выбывающими площадями и теми, что переводятся в покрытые лесом. При этом мы как-то не сразу уяснили, что законодательно Лесной кодекс в статье 61 чётко говорит, что все вырубленные, погибшие, повреждённые леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство включает в себя семеноводство, лесовосстановление, уход за лесами. Под лесовосстановлением в кодексе понимаются посадка лесных культур и содействие естественному возобновлению. Понятия естественного заращивания площадей, которые вышли из хозяйственного использования, в законодательстве не существует.

Показатель по выбытию площадей только от сплошных рубок – чуть более 1 млн. га. Лесовосстановление, посадку лесных культур и содействие естественному возобновлению мы с вами выполняем на площади чуть менее 900 тыс. га. Свыше 100 тыс. – разрыв между площадями сплошных рубок и мероприятиями по лесовосстановлению.

При этом динамика не становится лучше. В 2014 году мы официально перевели в покрытую лесом площадь, в том числе – в хозяйственно ценные насаждения, более 1 млн. га. Тем самым потери от сплошных рубок переводами и результатом труда тех, кто сделал это 5-7 лет назад, мы с вами восполнили. Но давайте будем честными: у нас с недавнего времени берёза – хозяйственно ценная порода. При этом динамика продолжает ухудшаться. Ответ очень простой: нам не хватает на это денег. На 70% обязательств – арендаторы по проектам освоения. Они их не выполняют. Не все регионы справились в прошлом году с планом по искусственному лесовосстановлению. В целом план по воспроизводству выполнен, а по искусственному лесовосстановлению – нет, потому что он более затратный. Нет посадочного материала, плохо с семенами, и это в регионах, где аренда – один из основных видов заготовки древесины и где арендованные площади зачастую больше оставшихся вне аренды.

 

ЧТО САЖАТЬ И КТО ВОССТАНАВЛИВАЕТ ЛЕСА

Мы с вами очень много говорим о качестве посадочного материала. Но надо подумать и о его количестве. Мы очень много дискутируем на тему, дорого это или нет – посадочный материал с закрытой корневой системой. Да, дорого. Да, государство один раз пошло на инвестиции, но рассчитывать только на бюджетные вливания в специфических экономических условиях не стоит. Мы не раз говорили о государственно-частном партнёрстве – бизнес считает, что это выгодно. «Монди Бизнес Пейпа» некоторое время назад подтвердила это своим примером. В Псковской области появился новый питомник, бизнес построил его полностью за свой счёт. Это лишний раз подтверждает, что арендаторы могут и должны являться партнёрами, ведущими лесное хозяйство наравне с вами. Такими отношениями нужно дорожить и друг друга не подводить.

Кстати, вопрос, больше или меньше становится у нас лесов, интересует общество всё сильнее. Ответ очень простой: леса в России становится больше. Но, к сожалению, порой это не итог нашей с вами работы, а заслуга наших коллег из сельского хозяйства.



Подготовила Елена СУББОТИНА.

«Российские лесные вести».


Дата публикации: 5 мая 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №8(170)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий