Встречайте проверяющих!

Приказом Минпромторга России от 18.08.2014 № 1612 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включён инвестиционный проект Архангельской области «Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье».

Редакция газеты неоднократно публиковала материалы об этом проекте. Напоминаем, что он представляет собой объединение 18 предпринимательских инициатив по развитию лесопереработки в сфере малого бизнеса. Управляющей компанией – инвестором выступило ООО «Поморский лесной технопарк».

Власть проект поддержала, и предприниматели стали полноправными участниками инвестиционного процесса в Архангельской области. Из-за своей уникальности проект долго проходил согласования на федеральном уровне, поэтому принятые инвестором обязательства будут на особом контроле.

С этой целью и состоялись посещения инвестиционных площадок проекта начальником управления лесопромышленного комплекса министерства Даниловой Галиной Анатольевной совместно с руководством ООО «Поморский лесной технопарк». О своих впечатлениях Галина Анатольевна рассказала редакции.

«Действительно, проект «рождался» трудно. Пришлось долго разъяснять его идеологию, доказывать его необходимость. Это удалось, но Минпромторг предупредил, что спрос за его исполнение будет самый строгий. В России уже достаточно примеров несостоявшихся проектов, и в Архангельской области они тоже имеются. Такое положение дел никак не работает на инвестиционный имидж территории, поэтому нельзя допустить появления новых прецедентов.

Костяк ООО «Поморский лесной технопарк» составляют предприниматели трёх муниципальных образований – Плесецкого, Шенкурского и Коношского районов, где мы и побывали с целью знакомства с участниками проекта, их производствами и проблемами.

Первая поездка по производственным площадкам состоялась в Шенкурский район в конце 2014 года. Были проведены встречи с руководителями ООО «Сюма-плюс», ООО «Триада», ИП «Леонтьев А. В.», ИП «Цыкарев А. А.». Предприниматели рассказали о планах инвестиций на текущий и следующий годы, представили объекты и технику, закупленную в рамках приоритетного инвестиционного проекта – лесопильные станки, строгальное оборудование, сушилки, транспорт. Инвестиции реализуются строго по графику.

Сегодня для обеспечения пиловочником лесопильных производств-участников проекта по Шенкурскому лесничеству необходимо 60 тыс. кбм расчётной лесосеки, но предприниматели готовы и дальше наращивать производство продукции, было бы своё сырьё. Это основная проблема в условиях нехватки деловых ресурсов.

В начале марта посетили площадки Плесецкого и Коношского районов, где осуществляют деятельность наибольшее число участников. Побывали на территориях деревообрабатывающих цехов ООО «Аматус» и ООО «Алголь» в посёлке Самодед. Затем осмотрели производства в Коношском районе, где представлен наибольший численный состав участников – 8 предприятий. Предприятия разные, от совсем небольших с 2-3 распиловочными станками до тех, где в планах строительство сушилок и выпуск сухой строганой продукции. Технология в основном однотипная – ленточнопильные и круглопильные станки, многопилки, потом строжка. На ряде предприятий имеется оцилиндровка, ведётся сборка деревянных домов. Оборудование есть как отечественное, так и импортное.

Что обратило на себя внимание при посещении Коношского района. Несмотря на разный состав, здешние бизнесмены показались сплочёнными и движимыми единой идеей, сознающими ответственность за принятые обязательства, стратегию выстраивания бизнеса. Местная власть активно поддерживает предпринимателей, и было приятно это услышать непосредственно от промышленников.

В целом впечатления от деревообрабатывающих производств разные. С одной стороны, уровень не сравнить с крупным бизнесом – и организация, и культура производства неизмеримо ниже. Очень острая проблема – древесные отходы. Далеко не везде на местах есть их потребители (котельные, социальные объекты с централизованным отоплением), а везти отходы за десятки километров предпринимателю невыгодно. Это отдельная тема, и развивать её сейчас я не буду. У нас есть поручения руководства по организации цивилизованного рынка биотоплива в Архангельской области, и работы в этом направлении предстоит много.

На производствах много ручного труда. Предприятия расположены в деревнях и посёлках, где альтернативных рабочих мест нет, или они только в бюджетных организациях (школах, ФАПах и т. д.). Сельское хозяйство далеко не везде функционирует, мужскому населению работать негде. А на предприятиях участников проекта занято в основном местное население. Поэтому проект ПЛТ имеет больший социальный эффект, чем инвестиции крупного бизнеса, которые на практике решают другие задачи.

Есть и свои преимущества: предприниматели производят продукцию механической перера-ботки леса, имеющую стабильный спрос на территории России. Строительные материалы из древесины высокого качества – это наш территориальный брэнд. Вся продукция конкурентоспособна и успешно продаётся в центральные районы России. И хотя 300 млн. рублей не делают погоды на инвестиционном поле региона, свой вклад в развитие лесопромышленного комплекса малый бизнес Архангельской области вносит.

При этом необходимо отметить, что многие участники проекта не желают останавливаться на достигнутом, готовы реализовывать новые идеи. Например, в Коношском районе мало хвойного пиловочника, и предприниматели начинают задумываться о переработке лиственной древесины, тонкомерных балансов. Да и просто обычные доски уже не хотят пилить.

И даже о диверсификации бизнеса – организации сельскохозяйственных или других побочных производств думают. О таких идеях я слышала и в Шенкурском, и в Плесецком, и в Коношском районах. Думаю, что правильную позицию занимает руководитель технопарка Сергей Николаевич Дерябин, настраивая своих предпринимателей на перспективу.

Конечно, есть отдельные проблемы с реализацией планов некоторых участников, но в целом по Поморскому лесному технопарку инвестиции ведутся в соответствии с установленными графиками. Руководство проекта настроено довести свой проект до успешного завершения, и думаю, что справится с этой задачей.

В ходе посещений предпринимателями Шенкурского района поднимался вопрос использования муниципальной зоны лесов, и были высказаны предложения о передаче их части в пользование малому бизнесу. Безусловно, с выполнением социальных обязательств по поставкам дров и древесины населению и бюджетным организациям. В этой связи хочется отметить следующее.

Изучив возможности расчётной лесосеки Архангельской области под задачи наращивания перерабатывающих мощностей, один из представителей бизнеса недавно сделал для себя открытие: а леса-то свободного в области действительно нет! Надо, чтобы все участники лесного рынка это понимали и использовали то, что имеют, с максимальной отдачей.

Тема использования муниципальной лесосеки не нова, и не раз обсуждалась на разных уровнях. Сельское население сокращается, явного прироста числа муниципальных объектов не наблюдается, а заявки муниципалитетов на лесные насаждения не уменьшаются и даже растут. Объёмы не осваиваются, целевое использование древесины в ряде случаев вызывает вопросы.

Поэтому на совете глав муниципальных районов при губернаторе Архангельской области, состоявшемся 25 декабря 2014 года, министерству природных ресурсов и ЛПК Архангельской области поручено проработать вопрос приведения границы зоны муниципального потребления в соответствие с фактическим освоением выделяемых лимитов и сделать свои предложения в первой половине текущего года.

Для задачи обеспечения прозрачности и равного доступа всех участников лесных отношений к лесным ресурсам планируется актуализировать пространственную карту деления лесного фонда Архангельской области по целевому предназначению «заготовка древесины» для различных категорий лесопользователей. Будут тщательно проанализированы возможности расширения лесосеки для промышленной заготовки леса, в том числе для малого бизнеса. Например, уже есть решение по лесам Верхнетоемского лесничества для обеспечения потребностей предпринимателей, будут также детально рассмотрены предложения по другим лесничествам.

В этой связи ещё одну тему хотела бы затронуть. На том же совете глав администрациям муниципальных районов совместно с министерством было поручено сформировать реестр производителей в сфере малого бизнеса ЛПК. Итоги этой работы мы уже подвели, и они таковы. Там, где власти взаимодействуют с предпринимателями, результат налицо.

Благодарим за совместную работу администрации Вельского, Верхнетоемского, Коношского, Котласского, Плесецкого, Устьянского, Холмогорского, Шенкурского, Лешуконского, Мезенского районов, где, видимо, выстроен диалог власти и лесного бизнеса.

Практически не владеют информацией об этой сфере деятельности городские округа, что отчасти понятно. Удивляет позиция администрации Няндомского района, где эта работа вообще не проводилась. Наверное, развитие ЛПК не в приоритете муниципальных властей, а ведь это территория, где сконцентрировано много небольших лесоперерабатывающих предприятий.

Отсутствует полноценная и качественная информация по Каргопольскому и Виноградовскому районам. На всех уровнях вплоть до губернатора главы ставят вопрос о передаче освобождающейся лесосеки малому бизнесу, а представить сведения о том, чем этот бизнес занимается на территории района, сколько продукции производит, сколько рабочих мест создаёт, не могут. Или не считают нужным?

Реестр представителей малого бизнеса в сфере лесопереработки нужен для того, чтобы понимать, кому помогать. В новых экономических условиях в рамках работы правительственной комиссии по обеспечению устойчивого разви-тия экономики и социальной стабильности в Архангельской области вырабатываются дополнительные меры государственного регулирования экономики. В том числе по поддержке лесной отрасли. Безусловно, в первую очередь внимание будет обращаться на предприятия малого бизнеса, которые главы районов считают системными на муниципальном уровне.

Мы обязательно представим реестр производителей ЛПК в министерство экономического развития Архангельской области, которое уполномочено проводить конкурсы по выделению субсидий на развитие субъектам малого предпринимательства и формирует политику в этом секторе.

Лесопромышленники, участвующие в проекте Поморского лесного технопарка, будут иметь дополнительные шансы на государственную поддержку как предприниматели, инвестирующие в экономику муниципальных образований и в целом в ЛПК Архангельской области. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области со своей стороны будет и в дальнейшем внимательно следить за развитием проекта».

 

Сергей Дерябин: Власть услышала малый бизнес

Меры поддержки малого бизнеса ЛПК Поморья стали одним из важнейших вопросов, которые получили освещение в отчёте губернатора Игоря Орлова о деятельности правительства Архангельской области.

В частности, глава региона рассказал о поддержке инвестиционного проекта малого бизнеса в сфере лесопереработки – «Поморский лесной технопарк», для реализации которого предусмотрено предоставление на льготных условиях лесных ресурсов в объёме свыше 270 тыс. кубометров.

Прокомментировал отчёт председатель Совета региональной ассоциации инициатив развития малого и среднего предпринимательства Сергей Дерябин:

- Власть региона не просто услышала малый и средний бизнес, но и поддержала большинство наших инициатив. Хотя, казалось бы, производства, которые мы создаём, — небольшие. Тем не менее, внимание к малому предпринимательству стало весьма значительным.

Сегодня огромнейший интерес не только в регионе, но и за пределами Архангельской области вызывает инвестиционный проект Поморского лесного технопарка, объединивший инициативы 18 предприятий малого и среднего бизнеса Поморья.

Мы с гордостью говорим о том, что в 2014 году проект вошёл во всероссийский перечень приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов. Но нельзя забывать, какая огромнейшая работа предшествовала этому. Достигнутый результат – это во многом заслуга профильных министерств правительства Архангельской области и лично губернатора Игоря Анатольевича Орлова.

Считаю, что проект технопарка может стать примером для других представителей малого и среднего предпринимательства региона. Мы как первопроходцы готовы делиться опытом. А у власти уже наработаны инструменты для поддержки подобных проектов.

Самое главное и ключевое: у малого и среднего бизнеса Поморья есть возможности презентовать свои проекты и участвовать в их обсуждении на площадках, организованных органами власти. Благодаря такому открытому диалогу мы оперативно дорабатываем наши проекты, приводим их в соответствие с нормативной базой и вместе идём дальше, — заключил Сергей Дерябин.



Дата публикации: 6 апреля 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №6(168)
Теги: Малый бизнес



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий