Плоты с верховьев Пинеги

Когда к нам в редакцию позвонил профессор АГТУ В. Я. Харитонов и намекнул, что хотел бы съездить на Соломбальский ЛДК — посмотреть на плоты, пришедшие с
п. Мамониха (река Пинега), просьбу своего бывшего преподавателя автор этих строк воспринял как приказ.

 

 

Руководитель СЛДК Александр Трифонов не стал возражать против приезда гостей. Старший мастер водного цеха СЛДК Валерий Чечерин, в далёком прошлом писавший диплом под чутким руководством В. Я. Харитонова, а с автором этих строк работавший в доперестроечные времена мастером в водном цехе Турдеевской лесобиржи, сразу согласился организовать нам экскурсию по водному рейду СЛДК.

Как и предполагалось, встреча трёх старых сплавщиков прошла на высоком уровне. По словам Виктора Яковлевича, несмотря на все заверения высоких чиновников, реальной помощи со стороны государства лесной отрасли нет, и когда она будет — неизвестно. В финансировании государством строительства лесных дорог дальше разговоров дело не двигается. Бизнес тоже не спешит закапывать свои деньги в строительство лесных дорог, поскольку лесное законодательство настолько «сырое», несовершенное, что любой предприниматель прекрасно понимает: вложишь деньги в лесные дороги, понесешь громадные затраты — и запро-сто можешь остаться без лесфонда, ради которого и строил эти дороги.

Лесопереработчики нуждаются в сырье, и выход тут один – развивать сплав леса. Известно, что наиболее крупные запасы древесины остались в глубинных районах области, откуда доставить лес можно только по рекам и речкам.

Как утверждает Виктор Яковлевич, кафедрой водного транспорта леса АГТУ разработаны различные конструкции плотов объёмом от 200 кбм до15 тыс. кбм. Кафедра водного транспорта леса АГТУ может предложить конструкции плотов на любой вкус – в оплотнике и без оного, с продольным и поперечным расположением бортовых пучков, летней и зимней сплотки, и даже с плоскими сплавными единицами. И те приречные предприятия, которые первыми
повернутся лицом к спла- ву, приобретут опыт, отработают технологию как
зимней, так и летней сплотки, получат неоспоримое преимущество перед другими леспромхозами.

По словам Виктора Яковлевича, сплавщикам «Мамонихалеса» кафедрой водного транспорта леса было предложено несколько изменить конструкцию плотов, в частности поперечными счалами обхватывать бортовые пучки плота, что увеличит его прочность и уменьшит количество сжимов. В то же время такая конструкция позволяет не делать шлага бортлежнем на каждом третьем бортовом пучке. В четырёх плотах «Мамони-
халеса» наша представительная делегация обнаружила пучки, состоящие из 4-х микропучков (по 4-5 кбм), позволяющие соблюсти принцип единого пакета – от лесной делянки до участка выгрузки пучков на берег.

По словам Валерия Чечерина, конст-рукции плотов, предложенные кафедрой водного транспорта леса АГТУ, каких-либо серьёзных претензий у сплавщиков не вызывают. Правда, есть некоторые замечания – конструкция плота с поперечным расположением бортовых пучков получается настолько плотной (нет должного зазора между пучками), что такой плот не может «изогнуться» во время буксировки, что не очень удобно судоводителям. А также большое количество сжимов различных конструкций вынуждает сплавщиков при расчалке носить с собой связки гаечных ключей, чтобы раскручивать болты на сжимах.

Следует добавить, что В. А. Харитоновым разработана конструкция сжима без болтов. Дело за малым — производственникам наладить выпуск таких сжимов.

В целом Валерий Сергеевич (его стаж работы на сплаве почти 30 лет) положительно отозвался о «харитоновских» плотах и пожелал Виктору Яковлевичу продолжать работу над их совершенствованием, чтобы лесозаготовители области могли готовить плоты не только зимой, но и летом.

Виктор Яковлевич подчеркнул важность сотрудничества науки и производ-ства, сожалея о том, что лишь немногие руководители лесной отрасли проявили интерес к разработкам кафедры водно-
го транспорта леса АГТУ. Н. П. Львов — один из этих немногих. В нынешнем году с верховьев Пинеги в 4-х плотах в адрес СЦБК и СЛДК поступило 25 тыс. кбм древесины. Несложно подсчитать, сколько вагонов потребовалось бы для доставки такого объёма леса, сколько рейсов пришлось бы сделать лесовозам, разбивая дороги и загрязняя окружающую среду.

Сейчас, похоже, уже никого не надо убеждать, что у лесосплава неплохие перспективы.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Фото автора.

и намекнул, что хотел бы съездить на Соломбальский ЛДК — посмотреть на плоты, пришедшие с
п. Мамониха (река Пинега), просьбу своего бывшего преподавателя автор этих строк воспринял как приказ.

 

 

Руководитель СЛДК Александр Трифонов не стал возражать против приезда гостей. Старший мастер водного цеха СЛДК Валерий Чечерин, в далёком прошлом писавший диплом под чутким руководством В. Я. Харитонова, а с автором этих строк работавший в доперестроечные времена мастером в водном цехе Турдеевской лесобиржи, сразу согласился организовать нам экскурсию по водному рейду СЛДК.

Как и предполагалось, встреча трёх старых сплавщиков прошла на высоком уровне. По словам Виктора Яковлевича, несмотря на все заверения высоких чиновников, реальной помощи со стороны государства лесной отрасли нет, и когда она будет — неизвестно. В финансировании государством строительства лесных дорог дальше разговоров дело не двигается. Бизнес тоже не спешит закапывать свои деньги в строительство лесных дорог, поскольку лесное законодательство настолько «сырое», несовершенное, что любой предприниматель прекрасно понимает: вложишь деньги в лесные дороги, понесешь громадные затраты — и запро-сто можешь остаться без лесфонда, ради которого и строил эти дороги.

Лесопереработчики нуждаются в сырье, и выход тут один – развивать сплав леса. Известно, что наиболее крупные запасы древесины остались в глубинных районах области, откуда доставить лес можно только по рекам и речкам.

Как утверждает Виктор Яковлевич, кафедрой водного транспорта леса АГТУ разработаны различные конструкции плотов объёмом от 200 кбм до15 тыс. кбм. Кафедра водного транспорта леса АГТУ может предложить конструкции плотов на любой вкус – в оплотнике и без оного, с продольным и поперечным расположением бортовых пучков, летней и зимней сплотки, и даже с плоскими сплавными единицами. И те приречные предприятия, которые первыми
повернутся лицом к спла- ву, приобретут опыт, отработают технологию как
зимней, так и летней сплотки, получат неоспоримое преимущество перед другими леспромхозами.

По словам Виктора Яковлевича, сплавщикам «Мамонихалеса» кафедрой водного транспорта леса было предложено несколько изменить конструкцию плотов, в частности поперечными счалами обхватывать бортовые пучки плота, что увеличит его прочность и уменьшит количество сжимов. В то же время такая конструкция позволяет не делать шлага бортлежнем на каждом третьем бортовом пучке. В четырёх плотах «Мамони-
халеса» наша представительная делегация обнаружила пучки, состоящие из 4-х микропучков (по 4-5 кбм), позволяющие соблюсти принцип единого пакета – от лесной делянки до участка выгрузки пучков на берег.

По словам Валерия Чечерина, конст-рукции плотов, предложенные кафедрой водного транспорта леса АГТУ, каких-либо серьёзных претензий у сплавщиков не вызывают. Правда, есть некоторые замечания – конструкция плота с поперечным расположением бортовых пучков получается настолько плотной (нет должного зазора между пучками), что такой плот не может «изогнуться» во время буксировки, что не очень удобно судоводителям. А также большое количество сжимов различных конструкций вынуждает сплавщиков при расчалке носить с собой связки гаечных ключей, чтобы раскручивать болты на сжимах.

Следует добавить, что В. А. Харитоновым разработана конструкция сжима без болтов. Дело за малым — производственникам наладить выпуск таких сжимов.

В целом Валерий Сергеевич (его стаж работы на сплаве почти 30 лет) положительно отозвался о «харитоновских» плотах и пожелал Виктору Яковлевичу продолжать работу над их совершенствованием, чтобы лесозаготовители области могли готовить плоты не только зимой, но и летом.

Виктор Яковлевич подчеркнул важность сотрудничества науки и производ-ства, сожалея о том, что лишь немногие руководители лесной отрасли проявили интерес к разработкам кафедры водно-
го транспорта леса АГТУ. Н. П. Львов — один из этих немногих. В нынешнем году с верховьев Пинеги в 4-х плотах в адрес СЦБК и СЛДК поступило 25 тыс. кбм древесины. Несложно подсчитать, сколько вагонов потребовалось бы для доставки такого объёма леса, сколько рейсов пришлось бы сделать лесовозам, разбивая дороги и загрязняя окружающую среду.

Сейчас, похоже, уже никого не надо убеждать, что у лесосплава неплохие перспективы.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Фото автора.


Дата публикации: 23 июня 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий