Нужен ли малый лесохозяйственный бизнес?

Государственная Дума приняла в третьем чтении федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов». Закон наделяет субъекты правом создавать специальные бюджетные и автономные государственные учреждения для проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без конкурса.

Как пояснили в Рослесхозе, необходимость внесения изменений в законодательство продиктована сформировавшейся практикой размещения государственного заказа. Зачастую организации, претендующие на заключение госконтракта, не располагают достаточными кадровыми и техническими ресурсами. Кроме того, ненадлежащее качество работ по воспроизводству лесов в большинстве случаев может быть выявлено только спустя 10-20 лет.

Принятые изменения Лесного кодекса, как ошибочно предполагают инициаторы законопроекта, позволят повысить качество мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, а такжевоздействия иных неблагоприятных факторов, сократить срок санитарно-оздоровительных мероприятий в два-три раза и снизить потери лесных насаждений. Регионы также смогут использовать и «смешанные» модели, когда часть работ по охране, защите, воспроизводству лесов будет выполняться специализированными государственными учреждениями, часть – размещаться по процедурам торгов.

Как нам стало известно, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области планирует отказаться от размещения заказов по процедурам торгов и производить все лесохозяйственные работы в свободных от аренды кварталах силами ГАУ «ЕЛЦ», по сути дела оставить без работы сформировавшиеся коллективы в добросовестных коммерческих лесохозяйственных предприятиях области, неплохо зарекомендовавших себя при выполнении данных работ. Все лесохозяйственнные работы по госконтрактам нашими предприятиями были выполнены качественно и в полном объёме.

Проанализировав информацию с общероссийского сайта размещения заказов о выполнении госконтрактов лесохозяйственных работ в период за 2011—2013 годы, невольно приходишь к выводу, что коммерческие предприятия выполняют работы на 100% или практически на 100% (ситуация со строительной фирмой в 2013 году, выигравшей часть аукционов, не в счёт), в отличие от ОАГУ «Архобллес» и ГАУ «ЕЛЦ», допускавших неполное выполнение государственных контрактов в данный период.

Кроме того, основные лесохозяйственные работы производятся в бесснежный период, т. е. в период наибольшей пожарной опасности, когда ГАУ «ЕЛЦ» находится в состоянии повышенной готовности для тушения лесных пожаров, смогут ли они отвлекаться для выполнения лесохозяйственных работ? Притом неизвестно, какое будет лето — горимое или нет, каково будет качество работ, произведённых в перерывах между пожарами?!

Например, для развития предпринимательства департаментом лесного комплекса Вологодской области в 2013 году проведено 24 процедуры торгов исключительно для субъектов малого предпринимательства. Суммарная начальная (максимальная) цена государственных контрактов по данным заказам составила более 16 млн. рублей. В 2013 году департаментом заключено 27 государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда Вологодской области на общую сумму почти 72 млн. рублей. Николай Гуслинский, заместитель губернатора Вологодской области, отметил: «Грамотная организация государственных закупок обеспечивает эффективное исполнение департаментом лесного комплекса полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов и даёт возможность развиваться малому бизнесу».

Соответственно получен положительный результат — в 2013 году в Вологодской области лесовосстановление выполнено на площади 43,6 тыс. га, что составило 104% к плановым показателям, в том числе: искусственное лесовосстановление – на площади 4 тыс. га (109%); комбинированное лесовосстановление – на площади 2,1 тыс. га (111%); естественное лесовосстановление – на площади 37,4 тыс. га (103%).

Агротехнический уход за лесными культурами проведён на площади 11,2 тыс. га, дополнение лесных культур выполнено на площади 1,5 тыс. га (120% от плана), обработка почвы под лесные культуры – на площади 5,2 тыс. га (123% от плана).

Из вышесказанного следует закономерный вывод: остро стоит вопрос: может, не стоит отказываться от услуг коммерческих предприятий, а наоборот, содействовать их развитию, и тогда положительный результат не заставит себя ждать? Нет сомнения, что именно малый лесохозяйственный бизнес в состоянии решать крупные государственные проблемы. Так, ООО «ОрбитаЛесСервис» круглый год обеспечивает работой около 50 специалистов лесного хозяйства, которые остались не у дел в ходе реформ последних лет. В ООО «Сервислес» работает более 30 человек. Летом количество работников на предприятии удваивается.

Крайне важно и то, что теперь благодаря деятельности наших предприятий десятки жителей лесных посёлков имеют возможность заработать на сборе шишек. В области сотни предприятий, занимающихся лесозаготовкой и лесопереработкой, и по пальцам можно пересчитать фирмы, рискнувшие заняться малорентабельной лесохозяйственной деятельностью.

Нужны ли власти региона такие лесохозяйственные предприятия как ООО «ОрбитаЛесСервис» и ООО «Сервислес», сейчас ясности нет.


А. Г. Дундин, руководитель ООО «Сервислес».

В. В. Лаврентьев, руководитель ООО «ОрбитаЛесСервис».


Дата публикации: 17 марта 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №05 (148)
Теги: Законодательство, Малый бизнес




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий