Закрыть лазейки

Закону об обороте хотят придать конкретики.

Закон об обороте круглых лесоматериалов стал центральной темой заседания Общественной приёмной, организованной НП СРО «Лесной союз» под патронатом правительства Вологодской области. В мероприятии, которое состоялась 6 февраля в Вологде, участвовали представители региональной власти, московского Центра экономики леса и крупных лесопромышленных компаний.

Первое заседание Общественной приёмной прошло в Вологде не случайно. Вологодская область исторически считается одним из самых крупных лесопромышленных регионов: на её долю приходится 10% общероссийского объёма заготовки леса, 6% выпускаемых в России пиломатериалов. Здесь реализуется много приоритетных инвестиционных проектов, направленных на интенсификацию использования лесов, глубокую переработку древесины.

Открывая заседание, заместитель губернатора Вологодской области Николай Гуслинский отметил, что один из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день – это приведение действующего Лесного кодекса в рабочее состояние, устранение всех недоработок и несостыковок как между отдельными его нормами, так и нормами смежного законодательства. В частности, по словам Гуслинского, для Вологодской области сейчас крайне остро стоит вопрос надлежащей реализации закона о регулировании оборота круглых лесоматериалов.

Многие участники встречи обращали внимание на то, что вступающий в действие поэтапно Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 415 имеет множество противоречий. В первую очередь – с Гражданским кодексом. По мнению собравшихся в Вологде специалистов, некоторые нормы закона не будут работать до тех пор, пока не будет разработана методика и критерии оценки того, сколько и в каких целях древесины может заготавливаться гражданами для собственных нужд. Пока нет чётких критериев того, что считать собственными нуждами, закон работать не будет.

Региональные власти сейчас пытаются хоть как-то смягчить эти противоречия. Например, недавно Законодательным собранием Республики Карелия был одобрен и рекомендован к принятию законопроект «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Карелия «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд».

Данная инициатива предусматривает введение норматива, согласно которому жителям республики может выделяться до 130 кубометров древесины на корню один раз в 20 лет для долевого строительства, реконструкции или капитального ремонта домов из дерева. Предлагаемая поправка позволит многим жителям аварийных домов и погорельцам получить лес и самостоятельно решить жилищную проблему.

Но, по мнению экспертов, подобная трактовка может означать и перепродажу заготовленной для собственных нужд древесины, то есть в законе заложена возможность для его двоякого толкования.

Для устранения существующих противоречий, считают они, необходимо уточнить, что является конечным результатом целевого использования такой древесины: изготовленный сруб или же сам факт улучшения жилищных условий. И вообще, у этого закона должен быть хороший понятийный аппарат.

Разночтения в толковании положений учёта, маркировки и транспортировки древесины вызывают много вопросов, на которые пока нет ответа. В частности, что именно следует понимать под отчуждением древесины, заготовленной для собственных нужд: можно ли продавать дрова, как соблюсти закон и – главное – каковы при этом штрафные санкции?

Директор по лесопользованию ОАО «Инвестлеспром» Наталья Коновалова обратила внимание, что закон распространяется лишь на ту древесину, которая находится в лесу. При этом без контроля остаётся то, что из леса вывезено. Лесничие контролируют только объём заготовки. Следовательно, сколько машин выехало при этом из леса – не оценивается никак. Формально это упущение является лазейкой для недобросовестных заготовителей.

Много нареканий у лесопользователей вызывает вопрос о сортиментном учёте заготовленной древесины.

Арендаторы, как и государственные лесничие, обеспокоены отсутствием порядка изъятия древесины. Без чётких и прозрачных нормативов закон о борьбе с «чёрными» лесорубами превращается в документ о законообороте лесной продукции.

По мнению специалистов, проблема нормативно-правового обеспечения лесной отрасли на сегодняшний день является одной из ключевых. С учётом современных рыночных тенденций во всех отраслях экономики вводятся стандарты – на выполнение работ/услуг, стандарты качества, идёт работа по чёткой регламентации исполнения тех или иных значимых функций и т. д. Если перед государством и бизнесом стоит задача вывести отрасль на конкурентоспобный уровень, то должны существовать чёткие ориентиры оценки товаров, работ и услуг.

Новый порядок предоставления информации в ЕГАИС по заготовке и транспортировке древесины также не идеален. Для регионов важно обеспечить технический доступ к программе.

- ЕГАИС – ресурс федеральный, обеспечивающий интересы государства. А это значит, что программное обеспечение и доступ к нему должны предоставлять всем на безвозмездной основе, – прокомментировал ситуацию генеральный директор Центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин.

Крупные арендаторы при работе с единой информационной системой по учёту древесины сталкиваются с большим количеством неясностей, но готовы открыто обсуждать свои проблемы с законодателями.

Перекладывание ответственности субъекта на центр и полномочий из центра в субъект лишь затягивает процесс отраслевой стабилизации и экономического роста. На практике это приводит к упущенной финансовой возможности и стагнации лесного рынка.

Участники дискуссии полагают, что для разрешения этих проблем необходимо создать рабочую группу, способную оценить все нюансы внедряемых технологий.

- Цель нашей Общественной приёмной – получить живую обратную связь от бизнеса и понять, как именно реализуются федеральные законы на практике, – высказался руководитель «Лесного союза» Виктор Грачёв. – Сегодняшнюю встречу я оцениваю как очень насыщенную и конструктивную. Через неделю мы планируем подобное мероприятие в Костроме. Думаю, по результатам некоторых таких встреч мы сможем обобщить опыт разных регионов и собрать некий единый пакет предложений, который станет серьёзным аргументом при разработке подзаконных и нормативных актов к федеральному закону № 415-ФЗ. Кроме того, некоторые сегодняшние вопросы я предложил вынести на Экспертный совет при Государственной Думе, и его председатель Вячеслав Позгалёв полностью поддерживает эту идею.

- Если мы хотим успешно решать проблемы лесной отрасли, то должны научиться строить конструктивный диалог между властью, бизнесом и обществом, – поддержал коллегу Николай Петрунин. – Именно этому способствует работа Общественной приёмной, в которой Центр экономики леса и природопользования обеспечивает сопровождение вопросов экономического и финансового направления. Глубокий анализ процессов современной экономики способен дать отрасли новый импульс развития.

 

Надежда КОЛОДИНА, 
Центр экономики леса и природопользования.

 

 


Дата публикации: 3 марта 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №04 (147)
Теги: Законодательство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий